Главная » Статьи » 500 » book |
В таблицу
Закон 93. 1)“Когда у еврея акум или акумка находятся в услужении в качестве прислуги, и кто-нибудь из них в его доме умрёт, тогда запрещается другому еврею утешать его за этот смертный случай, как за человека; но он вполне волен сказать: “Да возместит тебе Бог твой убыток”, как говорят человеку, у которого околел бык либо осёл”. 1) Шулхан-арух, Иоре де'а 377,1 ; взято из талмуда Берахоф, 16. Иоре де'а 377,1. “Ради (умерших) слуг и служанок... не говорят слов утешения оставшимся после них (их господам), а надо сказать ему (хозяину): “Да возместит тебе Бог твой убыток”, совершенно так же, как говорят человеку, когда у него околеет бык либо осёл”. Последнее предложение закона “Еврейского Зерцала”, где лежит центр тяжести, переведено не только верно по существу, но и дословно. В таблицуЗакон 94. 1)“Строго запрещено еврею делать подарки акуму в его Новый Год, потому что акумы рассматривают это как счастливое предзнаменование для наступающего года, и радуются этому. Но когда еврею невозможно уклониться от обычая, тогда он должен отправить свои подарки заранее. Если же, благодаря тому, что он посылает их не в самый день праздника, а раньше, он может навлечь на себя неприязнь или убытки, то ему дозволяется делать подарки и в самый Новый Год”. 1) Шулхан-арух, Иоре де'а 148,12 Хага; взято из Терумоф Гадешен §195. Иоре де'а 148,5. “Запрещено посылать акуму подарок в их праздник, исключая -- когда знаешь, что он (акум) не верит в идолы и не служит им”. Иоре де'а 148,12 Хага. “Поэтому, когда придёшь в город и найдёшь, что они (акумы) радуются в свой праздник, тогда радуйся (и ты) с ними, чтобы избегнуть неприязни, потому что это ведь только притворство. Но кто заботится о спасении своей души, тот старайся не радоваться с ними и, если возможно, сделай это, не навлекая на себя вражды. Также в наше время, когда желаешь послать акуму подарок в восьмой день от Рождества, который они называют “Новым Годом”, то, раз они считают хорошим предзнаменованием, когда получают подарки в этот праздник, необходимо посылать ему подарок, сколь возможно, накануне этого дня; если же нет возможности, то посылай и в самый праздник”. Настоящий закон чрезвычайно важен как прямое доказательство того, что христиане суть акумы. В таблицуЗакон 95. 1)“Строго запрещается евреям осквернять своё кладбище, т.е. отправлять здесь известные надобности или пускать туда акумов. Вообще же отнюдь недозволено евреям иметь какое-нибудь удовольствие или выгоду от еврейского кладбища; но когда земля еврейского кладбища принадлежит акуму, тогда разрешается продавать могущую быть прибыль кладбища (наприм., траву или деревья), чтобы из выручки мало-по-малу приобретать его в свою собственность, так как срам для умерших израильтян - покоиться на земле акумов”. 1) Шулхан-арух, Иоре де'а 368,1; взято из Мегари Вейль, 50. Иоре де'а 368,1. “На кладбище не ведут себя непристойно (Хага): наприм., ne exoneres alvum ibi. He дают пастись скоту по могилам, не роют водосточных канав, не устраивают проходов и не косят на могиле травы. А когда кто-нибудь мял её или когда её надо удалить для рытья могил, тогда её сжигают на том же месте”. (Хага): “Продают означенные предметы, чтобы спасти кладбище из рук акума, потому что это честь умершим”. Что нельзя пускать акума на кладбище - стоит в комментарии.....(прим. 1). Что это “срам”, когда евреи похоронены на собственности не-еврея, того не значится в подлинном тексте; там сказано лишь, что воздают честь покойникам, когда кладбище делают собственностью евреев. В таблицуЗакон 96. 1)“Когда акум (христианин) женится на акумке (христианке), а также когда еврей, принявший христианство, женится на еврейке, также сделавшейся христианкой, тогда их браки не имеют законной силы. В виду этого, если акум (христианин) или акумка (христианка) стали евреями, то им дозволяется вступать в новый брак, не требуя развода, хотя бы до этого они прожили лет двадцать вместе,2) потому что брачная жизнь акумов должна рассматриваться не иначе, как блуд”. 1) Шулхан-арух, Эбен га'эцер 26,1 Хага; взято из Ры Бар Шешеф § 6 и Терумоф Хадешен § 209. 2) Срав. закон 98. Эбен га'эцер 26,1 Хага. “Когда акум или еврей, ставший акумом, женился по своей религии на акумке или на еврейке, которая сделалась акумкой, и впоследствии они перешли в еврейство, тогда не обращают никакого внимания на их (прежнее) бракосочетание, и ей (жене) дозволяется уйти от него без разводного письма; даже если он прожил с нею много лет, это (был) только блуд”. “20 лет” Юстуса - произвольное число; но по существу оно, конечно, не изменяет дела. В таблицуЗакон 97. 1)“Строго запрещается еврею бить ближнего сочеловека (т.е. еврея), будь сей последний грешник. И кто ударит своего ближнего сочеловека, тот считается раша, т.е. безбожником, и подлежит анафеме до тех пор, пока не испросит прощения у своего ближнего. Однако, ближним следует считать только еврея, бить же акума не составляет никакого греха.2) Далее, когда евреем сделался акум, и другой еврей ударит его, тогда виновный обязан вознаградить только за убытки (за лечение), но не подлежит анафеме, а сам поступок не ставится в такую вину, как если бы он ударил природного еврея”. 1) Шулхан-арух, Хошен га-мишпат 420,1; взято из талмуда Кетубоф, 32 и Санхефдин, 58. 2) Там же 37; взято из талмуда Баба камма, 86. Хошен га-мишпат 420,1. “Запрещено еврею бить своего ближнего, а когда бьёт его, то нарушает заповедь... Кто поднимет лишь руку свою против ближнего, чтобы ударить его, если и не ударить, того называют “безбожным”. (Хага): “Некоторые говорят, что древние подвергали анафеме человека, который бьёт своего ближнего, и надо снять с него (проклятие), чтобы можно было причислить его к десяти”.1) 1) Ср. Закон 3. Хошен га-мишпат 422,1. “Когда кто-нибудь ударит своего ближнего, тому если бы даже он оплатил пять вещей,1) всё-таки не извиняется, пока он не испросит прощения, и этот не простит его”. 1. Телесный вред (...); 2. Боли (...); 3. Врачебное лечение (...); 4. Убыток в заработке (...); 5. Срам (...). Ср. Хошен га-мишпат 420,з. Что акум не подходит под понятие “сочеловека”, “собрата”, мы уже видели из других законов. Что же касается слов Юстуса по поводу различия в отношении прозелитов, будто бы еврей, ударивший прозелита, должен лишь вознаградить его за причинённый вред, но не исключается из общины, то этого нет ни в указываемом Юстусом месте Хошен га-мишпата 420,37, ни в Шулхан-арухе вообще либо в талмуде. Стало быть, весь конец закона, начиная словами “Далее, когда евреем сделается акум” и пр., надо вычеркнуть. В таблицуЗакон 98. 1)“Когда еврей женился на акумке, тогда ему следует дать 39 ударов и брак считать недействительным,2) а Бет-дин (раввинский суд) обязан, сверх того, подвергнуть его анафеме. Даже когда еврей женился на еврейке, то, буде сия последняя стала акумкой, ему дозволено взять себе другую жену, без предварительного производства о разводе, потому что акумы должны быть рассматриваемы не как люди, а как лошади”. 1) Шулхан-арух, Эбен га'эцер 16,1; взято из Талмуда Абода зара, 36; далее -- там же 44,8; взято из Талмуда Киддушин, 66. 2) Шулхан-арух, Иоре де'а 334,43 (ст. 4). Эбен га'эцер 16,1. “Еврей, женившись на акумке, или еврейка, вышедшая за акума, получает 39 ударов, по закону, потому что сказано: “Не вступай с ними в родство” (Второзак. VII, 8). Эбен га'эцер 44,8. “Когда еврей женится на акумке либо на рабыне, тогда (брак) ничтожен, потому что они неспособны (к браку); и также (брак) ничтожен, если акум или раб женится на еврейке”. Талмуд Киддушин 68а. “Откуда мы это знаем? Рабб Гуна говорит: “В писании сказано: “Останьтесь вы здесь с ослом” (Бытие XXII, 5), (т.е.) с народом, который равен ослу. Отсюда мы видим, что они неспособны к браку”. Талмуд Иебамоф 98а. “Тора сделала его детей свободными1) от него,2) потому что сказано: “у которых плоть - плоть ослиная и похоть, как у жеребцов”.3) (Иезекилия XXIII, 20). 1) По закону, нет никакого родства среди акумов (ср. Закон 88 и Закон 96); нет его даже между их близнецами (ср. Хошен га-мишпат 33,11). 2) Как акума, прежде чем он стал евреем. 3) В Св. Писании эти слова относятся к блудодейным египтянам. Тозефоф к Талмуду Кетубоф Зб. “Его (акума) семя рассматривается как семя скотины”. Тозефоф к Талмуду Санхедрин 74б. “Concubitus akum - то же, что concubitus bestiae”. Как доказывают это и другие места (Талмуда и Шулхан-аруха), Израиль имеет все основания не жаловаться на добавленную Юстусом мотивировку закона. Что же касается проклятия, то ср. Иоре де'а 334,43, ст. 4. В таблицуЗакон 99. 1)“Когда у еврея умрёт член его семейства, по которому следует горевать, тогда, в течение семи дней, ему нельзя оставлять своего дома и даже (у себя дома) нельзя вести дела с целью наживать деньги. Но когда ему представляется случай ростовщичествовать с акумом, тогда разрешается выходить из дома и прерывать траур, потому что это - доброе дело, которого упускать не следует, так как в будущем может и не представится подобного случая”. 1) Шулахн-арух, Иоре де'а 380,7; взято из Талмуда Мо'эд Катан, 11. Иоре де'а 380,3. “Наравне с тем, что ему (скорбящему по покойнику) воспрещено совершать работу, запрещается и торговать либо ходить с предметами торговли из одного города в другой”. Иоре де'а 380,5. “Запрещено совершать свою работу и через других, (Хага): даже через акума, исключая когда есть что-нибудь, чего он (скорбящий) мог бы лишиться, потому, что разрешается делать через других (то), чего можешь лишиться”. (Хага): “И некоторые добавляют, что, когда он не может сделать через других, а это есть нечто (такое), чего он мог бы лишиться, (тогда) дозволяется скорбящему сделать и самому”. Иоре де'а 380,7. “За проценты, через других, дозволено ссужать таким акумам, которые у него (скорбящего) обыкновенно берут (деньги взаймы), потому что это такое дело, которого он мог бы лишиться”. Относительно текста в “Еврейском Зерцале” надо заметить, что в дни траура еврею дозволено ссужать за проценты не всяким акумам, а только тем, с которыми он уже раньше делал дела. Ограничение “через других” не имеет здесь ровно никакого значения, потому что, когда у еврея нет никого иного, тогда все необходимое дозволяется исполнять и ему самому (380,5 Хага). Причина, указанная в конце закона, добавлена самим Юстусом. Впрочем, по поводу выражения “доброе дело”, смотри закон 16. В таблицуЗакон 100. 1)“Каждый еврей обязан жениться для продолжения и размножения рода человеческого. Поэтому он должен брать себе жену, от которой он ещё может иметь детей, значит, не старую и вообще не такую, для которой это безнадёжно. Только когда жена2) имеет деньги, и он хочет жениться на ней ради денег, тогда это дозволяется, и Беф-дин (раввинское присутствие) не вправе запретить жениться даже на такой, от которой он уже не может иметь детей”. “Когда у еврея уже есть дети, хотя бы и незаконнорожденные3) или тупоумные, тогда он исполнил свою обязанность размножать род человеческий. Но когда его дети акумы, например, когда он был акумом и имел детей, а затем перешёл в еврейство, дети же остались акумами,4) тогда он не исполнил своего долга содействовать продолжению и размножению человеческого рода, потому что дети акумов не могут быть и сравнимы хотя бы с незаконорожденными или с идиотами еврейского происхождения”. 1) Шулхан-арух, Эбен га'эцер 1,1; взято из Талмуда Иебамоф, 63. 2) Там же 3; Хага и 2, Хага 1; взято из Ры Бар Шешеф, 15. 3) Там же 6, Хага; взято из Рашба. 4) Там же 7, взято из Талмуда Иебамоф, 62. Эбен га'эцер 1. “Каждый еврей обязан жениться для продолжения и размножения (человеческого рода)”. Хага 1,3. “Когда еврей, потому что сердце его привязано к ней либо из-за денег, ещё не исполнил закона размножения и (однако) намерен жениться на женщине, у которой не может быть детей, например, когда она бесплодна, слишком стара или же слишком молода, тогда следовало бы не допускать этого, по закону; но вот уже в течение многих поколений не особенно обращают внимание на подобные браки”. Хага 1,6. “Будь сын и незаконный либо глухонемой, сумасшедший или маленький (карлик), всё равно он (еврей-отец) исполнил заповедь”. Хага 1,7. “Если он имел детей, будучи акумом, (а затем) и он, и они сделались евреями, то он исполнил заповедь”. Выражение Юстуса “только когда жена имеет деньги” несколько преувеличено, так как в подлинном тексте прибавлено “когда сердце его привязано к ней либо”. Из всего же вместе выходит, что теперь вообще не требуют безусловно того, чтобы брак уже заранее не являлся бесплодным. Что же касается второй части закона, то в Шулхан-арухе сказано лишь утвердительно, что акум, принявший еврейство, исполнил свой долг, когда и дети его тоже сделались евреями. Обратная посылка, как представляет дело, Юстус, разумеется, также верна, да и сами комментарии говорят об этом прямо. Наконец, хотя приведённый в конце закона мотив оказывается добавлением Юстуса же, тем не менее, по существу, и здесь ничего возразить нельзя. | |
Категория: book | Добавил: Bruder (30.07.2009) | |
Просмотров: 2344 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |