Наше меню

Поиск

Друзья сайта

Главная » Файлы » Книга кагала

Глава XXV-2
[ ] 25.01.2009, 11:32

    3. Хабура Ахнасат орхим - Союз странноприимства.
    Этот Союз существует почти во всех губернских и уездных городах и в некоторых местечках. Цель его состоит в том, чтобы доставлять нуждающимся приехавшим гостям на несколько дней квартиру и стол. Составом своим он сходен с прочими благотворительными союзами. Доходы поименованного Союза состоят во взносных суммах, кружках, поставленных в молитвенных домах, добровольных приношениях и т.д. Делами же этого Союза управляют выборные габаи. Гостеприимством Союза пользуются обыкновенно странствующие магиды или даршоны (проповедники), меламеды (учителя), являющиеся в какой-нибудь город за приисканием места [в поисках работы – Прим. ЛВН], и вообще гости, принадлежащие к аристократическому еврейскому классу, которых неблагоприятные обстоятельства заставляют обращаться к щедрости и благотворительности сынов Израиля.
    Кстати заметим, что должность проповедника у евреев не связана с саном духовного раввина, а тем более, конечно, с саном раввина “казенного”. Так называемый духовный раввин, этот юрист – председатель бет-дина и ученый талмудист, читает обыкновенно свои поучительные речи только два раза в году: в Шабас тешуба, субботу покаяния, и в Шабас гагадол, великую субботу, предшествующую Пасхе. Исключая эти два дня, для чтения проповедей по субботам, праздникам и будням существует тьма магидов и даршонов, проповедников. Редко кто из этих проповедников живет или, так сказать, оседает на одном месте. Большею частию они странствуют по городам и местечкам и читают свои проповеди в общественных и частных молельнях. Являясь всюду незваными, они, весьма естественно, довольствуются очень скромным вознаграждением за свои труды. Кроме дарового стола и квартиры, получаемых ими от вышеупомянутого Союза, им дозволяется еще ходить в сопровождении шамеша (служителя синагоги) по домам за добровольными пожертвованиями.
    Но как магиды, так и другие нуждающиеся странники и приезжие пользуются гостеприимством Союза не более трех или четырех дней. После этого срока они перестают быть гостями (см. док. № 650).
    Странствующие евреи низшего слоя находят себе убежище в в гекдеш*10.
    Что Союз странноприимства немало способствует размножению бродячего талмудического пролетариата, это понятно; к филантропическому чувству членов Союза прибегают за пособием не только вышесказанные магиды, меламеды и др., но и те субъекты, которые бежали из своей общины по подозрению за преступление или по нежеланию отбывать воинскую повинность и т.д.; от них никто не требует никаких письменных видов [паспортов, видов на жительство – Прим. ЛВН], установленных правительством. Благодаря этому обстоятельству десятки лет скитаются иногда по заброшенным местечкам и городишкам такие евреи, которых правительство, вследствие представлений еврейских общественных управлений, давно уже внесло в списки умерших и т.д.

    4. Хабура Бикур-холим - союз, оказывающий помощь нуждающимся больным.
    В состав этого Союза входят нередко и женщины, которые пекутся об улучшении положения больных материально и нравственно. Члены союза женского пола доставляют больным варенье и разные сладости и заботятся о том, чтобы больной своевременно читал исповедь*11.

    5. Хабура Гемилот хесодим - союз ссуды.
    Эти союзы имеют целью выдавать евреям под залог ссуды за весьма незначительные проценты или вовсе без процентов. В некоторых городах эти союзы владеют значительными капиталами, которые составляются из процентов, кружек, даяний и пожертвований по завещаниям.

    6. Хабура Мальбиш эрумим - союз, доставляющий бедным одежду и обувь.

    7. Хабура Гахносат кала - союз помощи бедным невестам.
    Этот союз оказывает вспомоществование бедным еврейским невестам деньгами в качестве приданного или закупкою свадебных платьев на свой счет и устройством венчания и свадебного пира. Доходы Союза составляют: кружка и добровольные пожертвования.
    Этот Союз редко встречается, и благотворительность его находится исключительно в руках еврейских женщин.

    Ремесленные союзы.
    Приступая к обозрению союзов этой категории, мы прежде всего должны сказать, что местное цеховое ремесленное управление, в ведении которого непосредственно состоят все ремесленники без изъятия, знает о еврейских ремесленниках настолько, насколько последние считают это нужным и безопасным для своих интересов и насколько это дозволяет кагал. Жизнью и делами еврейских ремесленников везде и всегда управляли и ныне управляют отдельные еврейские ремесленные союзы.
    Каждое ремесленное сословие евреев образует отдельный союз и имеет свой особый Устав (пинкес), в котором изложены правила, кои должны быть соблюдаемы всеми членами – записанными мастерами, подмастерьями и учениками. Кроме того в Уставе определено: а) отношение каждого члена к целому Союзу; б) правила относительно выбора старшин Союза; в) единовременный взнос каждого лица при вступлении в Союз; г) наказание за нарушение постановлений Союза и пр.
    Каждый из этих союзов имеет свой особый молитвенный дом и своего ребе или алефа, т.е. руководителя из высшего талмудического слоя.
    Обязанность этого руководителя состоит в том, чтобы разбирать спорные дела между мастерами и подмастерьями или мальчиками, состоящими у них в обучении, и на основании Устава союза творить суд и расправу самим членам Союза в делах, касающихся их ремесла или их молельни. В случае разбирательства между членами Союза таких дел и тяжб, которые не входят в описываемую нами сферу, обе стороны конфликта отправляются к местному бет-дину.
    Кроме того, на обязанности руководителя лежит ежесубботно, когда евреи-ремесленники, пробудившись от послеобеденного сна, собираются в свой молитвенный дом, читать и объяснять им популярно тот отдел Пятикнижия, который читали при молитве в ту же субботу, с талмудическими при этом комментариями. При чтении ребе старается выражаться просто и доступно для простого ремесленного люда.
    Таким образом и ремесленные союзы, в лице своего алефа или ребе, находятся также под сенью общего талмудического знамени.
    Уставы этих союзов до того связывают каждого своего члена по рукам и ногам, что при малейшем отступлении его от какого-либо постановления Союза ему предстоит рискованная экономическая борьба с целым Союзом, а затем уже, в случае упорства – и с кагалом. Выйти же из Союза – это значит нарушить обычный закон, по которому еврей-ремесленник не может не быть членом своего Союза и, следовательно, пойти прямо против кагала.
    Каждый из ремесленных союзов, собственно говоря, есть отдельный замкнутый мир – отдельный маленький кагал, недоступный влиянию государственных законов и контролю местной власти. Прел этим Союзом отдельный индивидуум – ничто. В основании этого маленького своеобразного мира лежат те же начала, на которых построен кагал, под опекою которого существуют все союзы, грубая сила и иступленный фанатизм, вследствие чего этот маленький мир покрыт таинственностью также вредною для промышленности края, как таинственный дух кагала для жизни оного вообще.
    Причина, по которой ремесленная промышленность всего края сосредоточилась в руках евреев, ясна. Кагальное и союзное управление, подавляя внутреннюю жизнь каждого еврея, вознаграждает его своею сильною защитой в борьбе с противником и конкурентом – нееврейским миром. За еврейского ремесленника стоят всегда Союз и кагал, следовательно, в борьбе ремесленника-еврея с ремесленником-христианином первый должен выйти и действительно выходит всегда победителем, а второй – побежденным: одному против многих не устоять.
    Кроме алефа и ребе, во главе Союза стоят еще два выборных габая (старшины) из членов Союза. Выборы производят обычно в выпускные дни или праздника пасхи, или праздника Кущей, при шумных пирушках.
    Каждое ремесло образует свой Союз; так, имеются союзы: приказчиков, трубочистов, позументщиков, шапочников и т.п.
    К категории ремесленных союзов можно отнести также Союз мясников; он существует везде, во всех городах и местечках еврейской оседлости. Известно, что евреи никогда не покупают мяса у христиан для своего употребления, считая его трефом (т.е. неугодным, запрещенным), между тем торговля мясом для христиан сделалась исключительной монополией евреев.
    Ремесленные союзы представляют собой серьезную конкуренцию малочисленным в крае ремесленникам-христианам до тех только пор, пока под давлением всесильного кагала каждый ремесленник-еврей обязательно является членом Союза. Уничтожится кагал, уничтожится эта обязательность и свободная конкуренция между ремесленниками-евреями, расшатав их насильственную ныне солидарность, вызовет к жизни подавленные силы христианского ремесленного сословия.

    Ученые союзы.
    Ученых союзов в еврейской среде великое множество: а) Хабура Шас - союз для чтения Талмуда, б) Хабыра Мишна - союз для чтения Мишны, в) Хабура Могербоец - союз для чтения талмудических законов, г) Хабура Танах - союз для чтения Ветхого Завета с талмудическими комментариями и много других подобных.
    Все ученые союзы возникают по одной причине и сходны как в своей главной цели, так и в своих Уставах, влиянии и даже в способе выполнения своих задач. Вся разница между ними состоит только в той отрасли талмудической науки, которой Союз посвящается и именем которой он живет. Поэтому рассматривать каждый из них отдельно не представляется необходимым.
    Возникновение Союзов описываемой нами ученой категории совершается случайно и появление какого-либо из них в еврейском обществе редко выражает общую потребность или особенное движение в общественной жизни. Честолюбие, корыстолюбие, а большею частью расчет на приобретение кредита являются в настоящее время источником всех упомянутых Союзов. Если в каком-нибудь талмудисте пробудилось желание порисоваться, пощеголять, так сказать, своим благочестием, он берет книгу или тетрадку, ставит на ней заглавие вроде следующего: “Пинкес мехабура танах” – Устав Союза для чтения книг Ветхого Завета, и начинает вербовать членов. Вербовка идет всегда успешно по той причине, что никакая власть извне ей не препятствует, а с внутренней стороны, т.е. со стороны еврейского общественного правления, кагала, она всегда находит сочувствие и поддержку.
    Цель всех этих разнообразных Союзов – одна. Она состоит в поддержании талмудической науки, и если каждый из них отдельно поддерживает отдельную ветвь так называемого общеталмудического древа жизни – ту ветвь, именем которой он красуется, то, в совокупности своей, они образуют громадную организованную корпорацию, равносильную той, которую составляют все талмудические учебные заведения, известные под именами: хедеров, талмуд-тор, иешиботов, казенных еврейских начальных училищ и учительских институтов.
    Пинкесы (уставы) у всех Союзов почти одинаковы. В них определяются: 1) сколько каждый еврей, желающий записаться членом Союза, должен при вступлении и ежегодно вносить в кассу оного; 2) назначается постоянное место для членских совещаний и для ежегодного публичного чтения. Нередко таковые Союзы обзаводятся особыми [отдельными – Прим. ЛВН] молельнями, где отправляются эти публичные чтения, а где таковых нет, то Союзы большею частью собираются в общественных бет-гамедрашах (молитвенных домах), где их можно встречать по нескольку за особыми столами. Чтения эти совершаются одним из компетентных и специальных талмудистов безвозмездно или за известную плату, а слушатели могут только предлагать вопросы; 3) назначается день месячных и годичных собраний Союза для выбора рош (председателя), габаев (старшин), неэмана (казначея) и для обсуждения других вопросов, касающихся Союза.
    Расходы Союза состоят в покупке и содержании в исправности [порядке – Прим. ЛВН] библиотеки, выдаче жалованья шамешу (служителю), в членской пирушке, которая дается раз в год по случаю окончания чтения полного курса той отрасли талмудической науки, именем которой Союз наречен, и т.д.
    Кроме того, в Уставе Союза, в особых параграфах, обозначаются обязанности членов относительно Союза и наказания за нарушение оных. Наказания бывают: денежный штраф или исключение из союза. Последняя мера и теперь во многих местах, в особенности в уездных городах и местечках, где еврейские жители близко знают друг друга, может считаться медленною смертью. Исключение из Союза изолирует еврея от общества вообще, подрывает его кредит в нравственном и материальном отношениях, отчего он нередко приходит в разорение. Верные же члены, получая награду в сей жизни, ожидают таковую и в будущей. Кроме земных благ, которыми награждается ревность члена Союза к чтению и изучению Талмуда в сей жизни, как то - выгодным положением в обществе, увеличением суммы кредита и др., они обещают ему и посмертные награды. После смерти одного из своих членов назначается по меньшей мере 10 членов Союза, которые должны ежедневно совершать чтение на том месте, где скончался их сотоварищ, для доставления сыновьям усопшего, находящимся в шиве*12, возможности читать после молитвы, чтения Талмуда, Библии, псалмов и проч., в пользу души умершего, спасительный кадеш, о котором мы уже выше говорили.
    Все ученые союзы в совокупности разрабатывают, как мы сказали, Талмуд, и при невозможности, по причине неуловимости всех вообще еврейских Союзов, какого-либо воздействия или влияния на них со стороны государственного закона – может возникнуть вопрос о вреде этих Союзов. Но вопрос этот, при коренном и всестороннем преобразовании быта евреев, должен разрешиться сам собой. Действительно, если, с одной стороны, вспомнить сказанное нами (с. 74) о значении Талмуда, законы которого обязательны только при наличии санкции их со стороны еврейского общественного правления (кагала), постановления которого для общины важнее и, главное, в виду наличия карательных мер, действеннее талмудических комментариев, если, с другой стороны, вспомнить, что причина возникновения этих Союзов состоит в связи с полной зависимостью от искусственной солидарности евреев общины создаваемой и поддерживаемой кагалом, то само собой станет понятно, что с действительным поражением кагала, этого центрального нерва организма еврейской общины, будут атрофированы и отдельные служебные его части, каковыми являются трактуемые нами ученые Союзы.
 
 
*11  Исповедь у евреев читается больным без особого приготовления. Член семейства или чужое лицо берет книгу, отыскивает формулу исповеди, которых очень много, и читает ее вслух, чтобы больной мог повторять ее за ним..
*12  Шива – по-еврейски означает семь. Чисто еврейское слово вошло в еврейский жаргон и обозначает семидневный обрядовый траур, который обязателен для всех полнолетних членов (13 лет и 1 день) обоего пола семейства умершего. Траур выражается прекращением всех житейских занятий: лавки, кабаки и проч. Закрываются на это время. Кроме того, находящийся в трауре должен подчиняться следующим правилам: не выходить из дому, не сидеть на возвышенном месте, как например, на обыкновенном стуле, диване и скамье, а только на полу, не надевать обуви, нового платья, не стричь волосы, не переменять белья и проч. Причем ежедневно трижды: утром, по полудни и вечером нужно молиться соборне, т.е. в присутствии не менее 10 человек полнолетних мужского пола, а после молитвы читать громко душеспасительный кадеш.
 




[ ... Назад ]    [ Далее ... ]



_
Категория: Книга кагала | Добавил: Bruder
Просмотров: 1218 | Загрузок: 0
Каталог+поисковая система Русский Топ

Каталог Ресурсов Интернет ПетербургПетербург