801. Евреи, перед начатием выборов, а равно избираемые в службу общественную приводятся к присяге по правилам, изложенным в Уставах Духовных Дел Иностранных Исповеданий. 1859 Окт. 19 (34975); 1862 Апр. 26 (38216); Сент. 6 (38643); 1870 Июн. 16 (48498); 1892 Июн. 11 (8708) мн. Гос. Сов., XIV; 1893 Мая 24 (9660).
802. Евреи к исправлению должностей, общественным выборам на них возложенных, должны являться в мундирных кафтанах, определенных положением о мундирах для членов городских мест. 1839 Июн. 29 (12486) ст.7.
803. Евреи могут быть избираемы в должности, зависящие от некоторых городских сословий, например, Старшинских Товарищей (ср. Уст. Пром., ст. 474, прим.), и прочие, какие сего рода должности могут частно существовать по городам. Там же, ст. 2; 1866 Апр. 13 (43183); 1870 Июн. 16 (48498); 1874 дек. 10 (54144); 1898 Июн. 8, собр. узак., 964, пол., ст. 37.
804. Евреи не допускаются в такие могущие быть по городам должности, которые или исключительно предоставлены Христианам или, по роду обязанностей, не могут быть с удобностью и приличием поручаемы евреям. 1839 Июн. 29 (12486) ст. 8.
805. Впредь до пересмотра действующих о евреях узаконений, постановлены следующие правила: 1) евреи не допускаются к участию в Городских Избирательных Собраниях и Собраниях домохозяев (Гор. Пол., ст. 22, прил.: ст. 2; ст. 34), а также к занятию должностей по городскому общественному управлению и к заведыванию отдельными отраслями городского хозяйства и управления (Гор. Пол., ст. 90-107); 2) в городских поселениях губерний, в коих евреям дозволяется постоянное жительство (Уст. Пасп., ст. 11), кроме города Киева, евреи допускаются к исполнению обязанностей городских Гласных или Уполномоченных на следующих основаниях: а) по каждому городскому поселению местною Управою или Городским Старостою ведется особый список евреев, которые на основании Городового положения (ст. 22, прил.: ст. 2; ст. 24,33 и 43) могли бы быть избираемы в городские Гласные или Уполномоченные; б) из внесенных в список лиц избираются местным по земским и городским, либо по городским делам, Присутствием городские Гласные или Уполномоченные в числе, определяемом Министром Внутренних Дел, не свыше, однако, одной десятой части общего состава Думы или Собрания; в) на постановления Присутствия по означенному
в предшедшем пункте (б) предмету жалоб не принимается. 1892 Июн. 11 (8708) мн. Гос. Сов. XIV.Примечание 1 (по Прод. 1906 г.). Указанная в пункте 2 сей (805) статьи статья 11 Устава о Паспортах, издания 1890 года, соответствует статье 1 приложения к статье 68 того же Устава, издания 1903 года.
Примечание 2 (по Прод. 1906 г.). В городе С.-Петербурге, впредь до пересмотра действующих о евреях узаконений, евреи не допускаются к участию в городских выборах, а также к занятию должностей по городскому управлению и к заведыванию отдельными отраслями городского хозяйства и управления. 1903 Июн. 8 (23101) пол., ст. 17, прим.
806. В виде временной меры, впредь до пересмотра действующих о евреях узаконений, постановлено: евреи купцы первой гильдии и члены их семейств, приписавшиеся к купечеству города Москвы и городов Московской губернии после обнародования Высочайше утвержденного 22 Января 1899 года положения Комитета Министров, не допускаются к участию в Избирательных Собраниях и в Собраниях Выборных Купеческого сословия, а также к занятию должностей сословного управления и вместе с тем не платят местных сословных сборов. 1899 Янв. 22, собр. узак., 408, пол. Ком. Мин. ст. 4 п. 5.
Отделение третье.
О евреях-земледельцах
807. В черте общей оседлости евреев, какого бы рода промыслом они ни занимались, евреям дозволяется поступать в земледельческое состояние (ср. ст. 779, прим. 1). 1835 Апр. 13 (80562) § 24; 1839 Окт. 25 (12810); 1844 Дек. 26 (18562) ст.1; 1847 Март. 5 (20977); Мая 12 (21209); 1853 Сент. 30 (27571); 1859
Окт. 22 (35017); 1866 Мая 30 (48854) ст. 1; 1882 Мая 3 (834) пол. Ком. Мин., ст. 1, 4.808 (по Прод. 1906 г.). Сельские общества евреев-земледельцев существуют отдельно от поселян другой веры; порядок управления сих обществ учрежден по примеру других обществ сельского состояния. Правила об управлении колониями евреев-земледельцев, поселенных в Херсонской и Екатеринославской губерниях на казенной земле, при сем приложены. 1835 Апр. 13 (8054) § 65; 1894 Март. 21 (10457) учр., ст. 3 п. 3; 1904 Мая 31, собр. узак., 1380.
809. (по Прод. 1906 г.). На евреев-земледельцев распространяются правила, содержащиеся в статье 6 (по Прод.) Общего Положения о крестьянах (Особ. Прил. Зак. Сост. Кн. 1) и в приложении к этой статье (по Прод.), причем обязанности Волостных Старшин и Сельских Старост возлагаются в еврейских колониях на сельских их начальников. 1890 Янв. 15 (6527); 1904 Мая 31, собр. узак., 1330, IV. - Ср. 1889 Июл. 12 (6195) Имен. ук., I; 1900 Июн. 12 (18854) I.
810. Земли, отведенные евреям от казны, считаются состоящими в пользовании общества, на них поселенного. 1835 Апр. 13 (8054) § 34; 1844 Дек. 26 (18562) ст. 5; 1866 Мая 30 (43354).
811. Запрещается евреям-земледельцам отведенную от казны или нанятую землю продавать в наем лицам разной с ними веры, под опасением признания всех подобного рода сделок недействительными и сверх того взыскания с той и другой стороны штрафа, равняющегося годовому доходу с отданной в наем земли. 1844 Дек. 26 (18562) ст. 8.
812. При исключении принявших Христианскую веру евреев-земледельцев из прежних обществ, исключаются вместе с ними из оклада, и с семейств их слагаются подлежащие с них части долгов по водворению и недоимок, сколько будет следовать по расчету за исключаемых из оклада крестьянских евреев. 1851 янв.23 (24873); 1866 Мая
30 (43354).813. Евреи, поселившиеся на землях казенных, обязываются обрабатывать оные сами и могут нанимать для сего работников. Евреи, занимающиеся хлебопашеством нерадиво, подчиняются в их хозяйстве ближайшему надзору местного сельского начальства, по особой для того инструкции; отлучки для промышленности им запрещаются, доколь не исправят своего хозяйства, и за всякое нерадение по оному они подвергаются Сельским Приказом наказаниям, определенным в Сельском Судебном Уставе (т. XII, ч. II, Уст. Казен. Сел.). 1847 Март. 5 (20977); 1887 Апр. 28 (4405) I.
Примечание (по Прод. 1906 г.). Упомянутый в сей (813) статье Сельский Судебный Устав (Т. XII, ч. II, изд. 1857 г.) помещен в приложении (по Прод.) к статье 164 Общего Положения о крестьянах (Особ. Прил. Зак. Сост., Кн. I).
814. Евреи, поселенные на казенных землях, разделяются, смотря по состоянию хозяйства их, на разряды, и земледельцы, имеющие неудовлетворительное хозяйство, подвергаются ограничениям, на основании особой, составленной по Министерству Земледелия и Государственных Имуществ, инструкции. 1852 Авг. 19 (26532); 1894 Март.21 (10457) учр., ст.3 п.3.
(По Прод. 1906 г.) см. выше, ст.451 (прим.).
815. Еврейские сельские общества должны: 1) наравне с обществами других вероисповеданий, иметь попечение о призрении престарелых, увечных и больных своих единоверцев; 2) печься об отвращении бродяжничества своих членов, учреждая заведения, в коих бедные могли бы находить работу и содержание. 1835 Апр. 13 (8054) § 76.
Примечание (по Прод. 1906 г.). С евреев-земледельцев, поселенных на казенных землях в губерниях Херсонской и Екатеринославской, при отлучках из селений по видам на жительство, взыскивается, на построение в их селениях дома для бедных и увечных евреев и на содержание оных, особый сбор, мера и раскладка которого предоставляется самим еврейским обществам. 1865 Март. 14 (29131); 1877 Янв. 17 (56851а, П. С. З. 1880 г.) Выс. пов., ст.3; 1894 Март. 21 (10457) учр., ст. 3 п. 3; Июн. 3 (10709); 1904 Мая 31, собр. узак. 1380, I, II.
Отделение четвертое.
О сборах с евреев.
816. Сверх тех сборов, кои взимаются с евреев по состояниям городских и сельских обывателей, производятся с них еще особенные сборы, под названиями свечного и коробочного. Свечной сбор назначается исключительно на устройство еврейских училищ, взимается на основании особых временных правил (1851 Дек. 31 (25865)) и поступает в ведение Министерства Народного Просвещения. Положения о коробочном сборе при сем приложены. 1826 Июн. 29 (433); 1836 Март. 4 (7919); Апр. 13 (8054); 1839 Окт. 25 (12808); 1844 Дек. 19 (18545); Дек. 26 (18562); 1845 Сент. 1 (19304); 1851 Дек. 31 (25865); 1852 Янв. 21 (25924); 1856 Окт. 30 (31076); 1858 Дек. 24 (33949); 1859 Окт. 19 (34975); 1862 Апр. 26 (38216); 1863 Янв. 1 (39119) Имен. ук., ст. 2; 1885 Мая 28 (2988).
Печатается по изданию: Свод законов Российской империи. В пяти книгах. Книга третья. Тома 8, ч. 2- 9. Том 9. СПб., [1912]. С. 87- 95.
Божиею милостию Мы, Екатерина Вторая, Императрица и самодержица Всероссийская и прочая, и прочая, и прочая.
По вступлении Нашем на Всероссийский Императорский Престол главным правилом Мы себе постановили, чтоб навсегда иметь Наше Матернее попечение и труд о тишине и благоденствии всей Нам вверенной от Бога пространной Империи и о умножении в оной обитателей. А как Нам многие иностранные, равным образом и отлучившиеся из России Наши подданные, бьют челом, чтоб Мы им позволили в Империи Нашей поселиться: то Мы Всемилостивейше сим объявлением, что не только иностранных разных наций, кроме Жидов, благосклонно с Нашею обыкновенною Императорскою милостию на поселение в Россию приемлем и наиторжественнейшим образом утверждаем, что всем приходящим к поселению в Россию Наша Монаршая милость и благоволение оказывана будет, но и самим до сего бежавшим из своего отечества подданным возвращатця позволяем, с обнадеживанием, что им хотя б по законам и следовало учинить наказание, но однако ж все их до сего преступлении прощаем, надеясь, что они, возчувствовав к ним сии Наши оказываемыя Матерния щедроты, потщатца, поселясь в России, пожить спокойно и в благоденствии, в пользу свою и всего общества. Где и же и в которых местах упомянутым выходящим в Нашей пространной Империи селитца, и в прочем все, что до распоряжения к тому принадлежит, о том мы Нашему Сенату, благопристойное определение учиня, публиковать повелели.
Дан в Москве, декабря 4-го дня 1762 году.
Подлинной подписан собственною Ея императорского величества рукою тако: Екатерина II
Печатается по изданию: РГАДА. Ф. 248 "Сенат и его учреждения". Кн. 3398. Л. 67-67 об.; ПСЗ. Т. XVI. № 11720.
По поступающим в Совет Народных Комиссаров сведениям контрреволюционеры во многих городах, особенно в прифронтовой полосе, ведут погромную агитацию, последствием которой были местами эксцессы против трудового еврейского населения. Буржуазная контрреволюция берёт в свои руки то оружие, которое выпало из рук царя.
Самодержавное правительство каждый раз, когда ему нужно было отвести от себя гнев народный, направляло его на евреев, указывая тёмным массам, будто все их беды от евреев. При этом еврейские богачи всегда находили себе защиту, а страдала и гибла от травли и насилий еврейская беднота.
Теперь контрреволюционеры возобновили травлю против евреев, пользуясь голодом, усталостью, а также неразвитостью наиболее отсталых масс и остатками вражды к евреям, которая была привита народу самодержавием.
В Российской Советской Федеративной Республике, где провозглашён принцип самоопределения трудовых масс всех народов, нет места национальному угнетению. Еврейский буржуа нам враг не как еврей, а как буржуа. Еврейский рабочий нам брат.
Всякая травля, какой бы то ни было нации, недопустима, преступна и позорна.
Совет Народных Комиссаров объявляет антисемитское движение и погромы евреев гибелью для дела рабочей и крестьянской революции и призывает трудовой народ Социалистической России всеми средствами бороться с этим злом.
Национальная вражда ослабляет наши революционные ряды, разъединяет единый, без различия национальностей, трудовой фронт и на руку лишь нашим врагам.
Совнарком предписывает всем Совдепам принять решительные меры к пресечению в корне антисемитского движения. Погромщиков и ведущих погромную агитацию предписывается ставить вне закона.
Председатель Совета Народных Комиссаров Вл. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов.
Воспроизводится текст подлинника, пометки: пр. 164/6; 5 экз. + копия. Архив, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 6727, д. 1.
Цитируется по сборнику «Декреты Советской власти». Изд-во «Политическая литература», М., 1964 г., т. 3.
Объявляем всем верным Нашим подданным:
Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления.
Повинуясь воле Провидения и Закону наследия Государственного, Мы приняли бремя сие в страшный час всенародной скорби и ужаса, пред Лицом Всевышнего Бога, веруя, что, предопределив Нам дело Власти в столь тяжкое и многотрудное время, Он не оставит Нас Своею Всесильной помощью. Веруем также, что горячия молитвы благочестиваго народа, во всем свете известнаго любовию и преданностью своим Государям, привлекут благословение Божие на Нас и на предлежащий Нам труд Правления.
В Бозе почивший Родитель Наш, прияв от Бога Самодержавную власть на благо ввереннаго Ему народа, пребыл верен до смерти принятому Им обету и кровию запечатлел великое Свое служение. Не столько строгими велениями власти, сколько благостью ея и кротостью совершил Он величайшее дело Своего Царствования – освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян-владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в Царстве Суд и подданных Своих, коих всех без различия соделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами местнаго управления и общественнаго хозяйства.
Да будет память Его благословенна вовеки!
Низкое и злодейское убийство Русского Государя, посреди вернаго народа, готоваго положить за Него жизнь свою, недостойными извергами из народа, – есть дело страшное, позорное, неслыханное в России и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом.
Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений.
Да ободрятся же пораженныя смущением и ужасом сердца верных Наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской Власти. Под сению Ея и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великия смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющего судьбы ея.
Посвящая Себя великому Нашему служению, Мы призываем всех верных подданных Наших служить Нам и Государству верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, – к утверждению веры и нравственности, – к доброму воспитанию детей, – к истреблению неправды и хищения, – к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России Благодетелем ея, Возлюбленным Нашим Родителем.
Дан в С.-Петербурге, в 29-й день Апреля, в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот
восемьдесят первое, Царствования же Нашего в первое.
Александр.
Печатается по изданию: