Наше меню

Поиск

Друзья сайта

Главная » Файлы » Книга кагала

Глава XXVII-1
[ ] 30.01.2009, 17:21

ГЛАВА  XXVII

    Хабура Коль Израель Хаберим - Союз всех еврейских союзов
    Всемирный союз евреев (L`Alliance Israelite Universelle*1)
    Организация Союза
    Материальные средства Союза
    Задачи и цели Союза


 
    Ведению “Хабура Коль Израель Хаберим” подлежат евреи во всем мире, независимо от государства, в котором они обитают. Всемирный союз берет под свою высокую опеку евреев не только тех государств, которые не признают их полноправными гражданами, но и тех, где они вполне уже эмансипированны; еврей Франции и еврей Марокко одинаково подчинены Всемирному союзу. Если бы евреи даже одного какого бы то ни было государства были исключены Союзом из его опеки, Союз утратил бы тогда свое значение в жизни иудейства, и название “всемирный” не соответствовало бы сущности этого высокого учреждения. На отчетах Союза, печатающихся на французском языке, выставлены: его девиз – “Все евреи за одного и один за всех” и его эмблема – скрижали закона Моисея, под ними протянутые и пожимающие одна другую руки, а основанием всему этому служит земной шар.
    Основанный в 1860 г., “Всемирный союз евреев” уже в 1866 г. насчитывал более 5.000 членов, а к началу 1881 г. он насчитывал 24.176 членов. Члены Союза рассеяны по всему земному шару и распределяются по государствам следующим образом:

 Франция и Алжир 5.711
 Эльзас-Лотарингия 1.112
 Германия 7.130
 Америка 840
 Англия 84
 Австро-Венгрия 1.269
 Бельгия и Люксембург 338
 Египет 336
 Греция 63
 Голландия 1.240
 Италия 139
 Марокко, Тунис и Триполи 541
 Португалия 15
 Россия 140
 Румыния 1.111
 Сербия 31
 Швеция и Дания 325
 Швейцария 471
 Турция Европейская и Азиатская 2.786*2

    Но эта огромная цифра в 14.176 членов, какою ни одно из современных частных обществ похвалиться не может, далеко не удовлетворяет притязаниям лиц, стоящих во главе Союза. Л.Леман, казначей Союза, заканчивает финансовый отчет за 1880 г. следующим восклицанием по поводу этой цифры: «И хотят, чтобы мы довольствовались ею! Да для этого необходимо обладать либо снисходительностью, на которую мы вовсе не способны, либо слепотою, которою мы не страдаем!..»
    Конечно, миссия “Всемирного союза евреев” – собрать под свое знамя всех евреев всего мира.
    Рассеянные по разным государствам земного шара и, по-видимому, разрозненные члены Союза соединяются в одно целое системою следующей организации, изложенной в ее Уставе. Статья 5 Устава “Всемирного союза евреев” гласит:
    «Всемирный союз управляется Центральным комитетом, находящимся в Париже. Центральный комитет сносится с комитетами областными (regionaux), центральными для данного государства, и местными (locaux).»
    «Ст. 6. Число членов Центрального комитета – 60»*3.
    «Ст. 8. Центральный комитет выбирается всеобщим голосованием членов Союза по большинству голосов. При равенстве голосов бросается жребий между кандидатами.»
    «Ст. 9. Члены Центрального комитета избираются на 9 лет и каждые 3 года 1/3 их возобновляется».
    «Ст. 11. Центральный комитет ежегодно выбирает из своих членов бюро, состоящее из председателя, двух товарищей председателя, казначея и секретаря».
    «Ст. 13. Центральный комитет по крайней мере один раз в год созывает общее собрание членов Союза для дачи отчета о нравственном и материальном положении Союза. Отчеты, представленные общему собранию, публикуются во всеобщее сведение».
    Комитеты Областные и Местные.
    «Ст. 15. Во всякой местности, где находятся 10 и более членов Союза, может возникнуть Местный комитет; число членов такого комитета определяется членами Союза, приглашенными на выборы».
    «Ст. 16. Во всяком государстве, где имеется уже несколько комитетов Местных, учреждаются Областные комитеты».
    «Ст. 17. Областные и Местные комитеты должны возобновлять свои выборы ежегодно».
    «Ст. 18. Областные и Местные комитеты самостоятельно решают вопросы исключительно местного характера и притом самое решение берут на свою ответственность».
    «Ст. 19. Они доносят Центральному комитету и получают от него все сведения, касающиеся Союза».
    «Ст. 20. Они открывают подписку, принимают и посылают деньги в кассу Центрального комитета».
    «Ст. 21. Каждый уполномоченный Областного или Местного комитета имеет право присутствовать при заседании Центрального комитета».
    Согласно этой организации “Всемирного союза евреев”, Центральный комитет его находится в Париже, а по всем государствам находится один комитет Областной и неопределенное число комитетов Местных. Областные комитеты возникли либо по инициативе Союза, либо если Союз застал в данном государстве какие-либо союзы, то некоторые из них вошли в состав Союза, оставив за собою то название, которое они имели*4. Вследствии этого Областные комитеты Союза, о которых он говорит в своих отчетах, носят разные названия. Так, Областной комитет Союза в Англии функционирует под названием “The Anglo-Jewish Association”, в Лондоне же существует несколько Местных комитетов (“Board of Deputies”, “Board of Guardians” и др.), В Америке Союз “Барцель” и др., в Соединенных Американских Штатах, равно как и новым обществом, образовавшимся из соединения Нью-Йоркской “Board of Delegates” с “Союзом еврейских конгрегаций”. Парижский Комитет пропаганды продолжает свою образцовую деятельность под руководством М.Г.Кана (президента), М.Ж.Дальзаса (вице-президента). Комитет имел несчастие лишиться своих сотрудников и преданных членов: в числе их мы назовем здесь М.А.Мандольфа. бывшего президента Александрийского комитета в Египте, А.Генрикец, члена Комитета “The Anglo-Jewish Association” и президента Манчестерской ветви Союза и т.д.*5.
    Несмотря на то, что Центральный комитет в каждом из своих отчетов говорит о евреях в России, тем не менее он о существовании Областного комитета Союза в России умалчивает, зная, что такой открытый комитет по отношению к евреям в России, где их более 4 миллионов, т.е. столько, сколько во всех остальных государствах вместе взятых, не был бы терпим русским правительством, как реальное осуществление принципа “государство в государстве”. Насколько тщательно Союз оберегает тайну имен своих членов в России, это видно уже из того, что открыто печатая ежегодно в своих отчетах тысячи фамилий своих новых союзников в разных государствах, он еще ни разу не позволил себе назвать по фамилии хоть одного еврея из России.
    В отчете за 1881 г. Центральный комитет насчитывает 36 вновь возникших Местных комитетов, 242 города, в которых живут вступившие в Союз в течении 6-ти месяцев (с 31 декабря 1880 г. по 1 июля 1881 г.) 666 его новых членов и подробно перечисляет как названия комитетов, так и фамилии членов*6, но относительно Местных комитетов в России вовсе умалчивается, а фамилии лиц, записавшихся членами Союза, обозначаются им в таком виде: в Балте – N.N., в Одессе - N.N. и т.д.
    Но несмотря на эти предосторожности составителей отчетов Союза, мы тем не менее имеем возможность привести здесь следующие данные, которые констатируют факт существования Местных комитетов Союза в России.
    В отчете за 1880 г. при речи о пропагандируемом Союзом всемирном сборе с евреев в пользу еврейских жителей Иерусалима (халукка-кедима), организацию которого Центральный комитет принял на себя, перечислены поименно те местные еврейские общины в России, которые принимали участие в этом деле, деньги препровождали в кассу Центрального комитета и, следовательно, согласно вышеприведенной 20 ст. Устава Союза, действовали как Местные комитеты Союза в России.
    Мы приводим здесь таблицу в том виде, как она напечатана на с. 72 отчета:

Русские общины

Название общин

Число лиц На халукку На кедиму*7

Всего

1.   Гродно

2.   Минск

     Пинск

3.  Решин (?)

4.  Слоним

5.  Сувалки

6.   Варшава

7.   Вильно и Замостье

350

400

400

400

170

500

500

1.100

по 13 р.

по 12 р.

по 7 р.

по 9 р.

по 17 р.

по 18 р.

по 20 р.

по 15 р.

от 4 - 40 р.

от 4 – 30 р.

от 1 – 5 р.

от 3 – 25 р.

от 15 – 50 р.

от 10 – 50 р.

от 1 - 30 р.

от 10 - 60 р.

18.000

8.000

8.000

12.000

4.000

10.000

20.000

25.000

Всего

3.820 лиц -

-

105.000 р.


    После этой выписки становится уже несомненным, что “Всемирный союз евреев” имеет свои негласные Местные комитеты в России.
    Но немного нужно проницательности, чтобы убедиться, что образовавшееся в России в 1863 г., т.е., через 3 года после возникновения “Всемирного союза евреев” “Общество распространения просвещения между евреями в России” есть ни что иное, как Областной комитет Союза в России.
    Деятельность этого Общества, направленная на развитие среди евреев в России национально-еврейской науки, равно как энергичные его попытки к расселению евреев по России, вне черты оседлости, увенчавшиеся даже открытием самостоятельного “Общества ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России” составляет, как читатель убедится ниже, пунктуальное выполнение тех национальных задач, к осуществлению которых стремится “Всемирный союз евреев”.
    Наконец, чтобы убедиться, что “Всемирный союз евреев” действует в России и влияет на русских евреев именно чрез “Общество распространения просвещения между евреями в России”, стоит лишь прочесть помещенные рядом отчет о деятельности Виленской комиссии 1869 г. по еврейскому вопросу, во главе еврейских членов которой очутился секретарь означенного Общества, и отчет о съезде членов “Всемирного союза евреев” в Берлине под председательством Кремье, состоявшийся одновременно с означенною комиссиею. Наконец, в отчет съезда Союза тоже в Берлине в 1874 г., равно как в отчет Центрального комитета за 1879 г., в статье под заглавием “Oeuvre russe” (“Деятельность в России” – Прим. ЛВН), прямо говорится о заботах Союза относительно образования еврейских детей в России, т.е. именно о том, что ведается “Обществом распространения просвещения между евреями в России”*8.
    Такова в общих чертах организация этого всемирного органа современного иудейства.

    Материальные средства Союза складываются: из членских взносов – minimum 6 франков в год (Ст. 4 Устава) и из пожертвований.
    Так как все Областные и Местные комитеты Союза согласно его Уставу (ст. 18) действуют по всем вопросам местного характера совершенно самостоятельно и, следовательно, самостоятельно распоряжаются имеющимися у них суммами, то Центральный комитет в нижеприведенной таблице указывает движение тех только сумм, Которые проходят исключительно через его кассу. К 31 декабря 1878, 1879 и 1880 гг. средства Центрального комитета показаны в его отчете во франках в следующем виде:

Доходы

  1878 1879 1880
Членские взносы 14.521.520 16.206.020 16.599.775
Пожертвования 2.252.755 2.453.465 2.329.530
Школы 254.040 4.675.445 3.690.990
Различные поступления 710.660 975.960 771.035
Земледельч. школа 126,45 110 1.850
Ценности - - 3.142.140
Постоянные вклады 624.910 - 1.466.005
Русский отдел (Oeuvre russe) 18.475 -

-

Итого:

18.395.005 25.076.460 28.001.325

Расходы

  1878 1879 1880
По почте 582.860 375.310 470.010
Библиотека 248.380 379.565 251.690
Училища 3.304.515 9.093.675 9.454.835
Подготовит. школы (для мальч.) 3.299.990 3.732.475 39.700
Подготовит. школы (для девоч.) 733.390 899.635 1.014.485
Общие расходы 3.611.985 3.318.520 3.451.675
Печать 1.685.640 707.875 1.779.360
Уплаты 235.840 253.580 742.965
Субсидия 276.340 779.555 432.075
Русский отдел 857.985 90.255 14.441.938
Земледельч. школа 1.132.270 21.903 2.142.015

Итого:

15.669.195 21.820.745 25.151.045

    В этой таблице мы обращаем внимание читателя на то обстоятельство, что Центральный комитет в своих отчетах из года в год под специальной рубрикой “Oeuvre russe” печатает те суммы, которые идут на дело Союза в России. Конечно, цифра в 14.419 фр., показывающая расходы на этот предмет Центрального комитета в 1880 г., незначительна, но не следует забывать, что в этих отчетах не показаны те суммы, которые имеются в распоряжении Областного и Местных комитетов Союза в России и которые расходуются ими на свои местные нужды под собственную ответственность.
    Заслуживает также внимания и то, что при речи о пожертвованиях в пользу дел Союза Центральный комитет, перечисляя суммы и указывая имена жертвователей в различных государствах, относительно жертвователей из России держится правила: указывать только цифру их пожертвований, имена же их укрывать.
    Так в отчете за 1880 г. на с. 79 между прочим значится следующее:
    «Получены две русские облигации по 100 руб. займа 1864-1866 гг., пожертвованные анонимом из России – 1.200 фр.».
    На странице 80-й:
    «Тоже одна облигация русская в 100 руб. 5% займа 1866 г., пожертвованная анонимом из России – 500 фр.».
    «Тоже две облигации г. Милана 1861 г., пожертвованные анонимом из России – 90 фр.».
    «Тоже три облигации г. Парижа от 1869 и 1871 гг., в качестве постоянного вклада от 3-х членов Союза в России – 1.218 фр.» и т.д.
    Насколько значительны те суммы, которые стекаются со всех стран земного шара в кассу Центрального комитета Союза в Париже, уже видно из того, что только из семи вышеуказанных Местных комитетов Союза в России (в Гродно, Минске, Речине, Слониме, Сувалках, Варшаве и Вильне), по сбору на один только предмет менее чем в один год поступило 105.000 руб. [~ 520.000 фр. – Прим. ЛВН], а весь сбор по одному этому предмету со всех Местных комитетов Союза достиг в 1880 г. 956.555 фр. (72-73 с. Отчета за 1880 г.).

    Задачи и цели.
    Обращаясь затем к деятельности “Всемирного союза евреев”, нам необходимо прежде всего указать те цели, к осуществлению которых Союз стремится.
    Устав Союза гласит:
    «Ст. 1. “Всемирный союз евреев” имеет своей целью:
  1. Содействовать всюду эмансипации и нравственному прогрессу евреев.
  2. Деятельно поддерживать тех, кто страдает за свое еврейское происхождение.
  3. Поддерживать все литературные издания, которые могут привести к такому же результату.»
    Как ни эластичны эти три пункта, но уже из них совершенно ясно, что программа Союза чрезвычайно обширна и вполне соответствует величию самого Союза, что она продиктована далеко не теми побуждениями, по которым обыкновенно составляются программы частных обществ, представляющие цели филантропические, религиозные, ученые и т.п.
    В программе союза “Коль Израель Хаберим” проявляется дух не частного общества, а целого народа, дух, сознающий свою силу идти вперед к осуществлению миссии грандиозной, политической.
    Действительно, приглядываясь поближе к этой программе Союза и изучая деятельность этого органа по его отчетам, мы не можем не придти к заключению, что деятельность Союза является деятельностью политическою в самом обширном смысле этого слова.
    Поставив своим девизом: «Все евреи за одного и один за всех», Союз:
  1. заботится о распространения между евреями просвещения в духе еврейской национальности;
  2. заботится о расширении гражданских прав евреев во всех государствах, где они находятся;
  3. заботится об ослаблении влияния на евреев тех общегосударственных законов, которые по содержанию своему несогласны [противоречат – Прим. ЛВН]с духом иудейства;
  4. защищает еврейских преступников от преследования иноверческого Закона и решений судебных мест;
  5. ограждает иудейство от гибельного для него влияния христианской цивилизации, которая в начале нынешнего [XIX – Прим. ЛВН] столетия, благодаря отсутствию между евреями народного центра и строгой системы в воспитании детей, стала отрывать от иудейства целыми массами самых лучших его сынов;
  6. подготавливает естественные средства к осуществлению надежды евреев на восстановление их давно потерянного Царства, надежды, составляющей основной догмат еврейской религии.

 
 
*1  Статью о “Всемирном союзе евреев” мы дополнили позднейшими данными, заимствованными нами из “Bulletins de L` Alliance Israelite Universelle”, выходящих в Париже. – Прим. А.Брафмана.
*2  Отчет за 1881 г., с. 28-29.
*3  Некоторые статьи мы опускали как мало уясняющие дело, так ст. 7 гласит: «Центральный комитет определит число тех своих членов, которые должны быть избраны из членов Союза, проживающих в Париже».
*4  Союз ”Allgemeine Angelenheit der Juden” во Франкфурте-на-Майне, присоединившись к “Всемирному союзу евреев”, препроводил ему свой наличный капитал и кроме того 489 франков, пожертвованных членами этого последнего союза в Швеции. То же самое сделал и союз “Ишуб гаарец” в прусском Торне. Протокол о присоединении этого Союза ко “Всемирному союзу евреев” составлен в Центральном комитете в феврале 1866 г. В этом протоколе сказано: «Г-н Калишер, раввин г. Торна, представитель союза “Ишуб гаарец”, предложил соединить Союз, избравший его своим председателем, со “Всемирным союзом евреев” с передачею последнему наличного его капитала в 12.000 фр. с тем, чтобы “Всемирный союз евреев” принял на себя обязанности союза “Ишуб гаарец”». Центральный комитет “Всемирного союза евреев”, изъявляя свое согласие на предложение председателя союза “Ишуб гаарец”, постановил: «Принять предложенную им сумму с условием употребить ее согласно Уставу союза “Ишуб гаарец” в то время, когда она значительно увеличится» (“Га-Карнел”, 1867 г., № 28).
*5  Отчет за 1881 г., с. 51-52.
*6  В Висбадене присоединившимися к Союзу за это время показаны следующие лица: Бер Герман, Бер Г-жа, Баум М., Баум С., Берле Блох, Кан, Гольдштейн, Герц Д-р, Гесс, Гейман, Гирш, Исаак, Ионас, Ионас М., Кан, Либман, Либман В., Либман Н., Линель, Лозер, Ловенталь, Мейер М., Мейер Я., Рейфенберг, Розенталь Г., Розенталь, Симон, Штраус, Штраус Б., Зись и Вольфсон. В Филиппополе, например, образовался Местный комитет из следующих лиц: Хайма Мебора - председателя, Грациана – товарища председателя, Калеба – казначея, и членов: М.Калеба, Намиаса, Галени, Саранги и Романо и т.д. (Отчет за 1881 г., с. 111).
*7  Халукка и Кедима – это название одного и того же сбора, но в то время как Кедима изменяется соответственно с материальным состоянием подписавшегося, Халукка устанавливается с общего согласия и по цифре одинакова для всех подписавшихся.
*8  См. “Гамагид” 1869 г., № 44; “Гакармел” 1869 г.; “Голос” 1874 г. № 279; “Отчеты” Союза за 1879 г., с. 24.
 




[ ... Назад ]    [ Далее ... ]



_
Категория: Книга кагала | Добавил: Bruder
Просмотров: 1524 | Загрузок: 0
Каталог+поисковая система Русский Топ

Каталог Ресурсов Интернет ПетербургПетербург