Главная » Файлы » Книга кагала |
[ ] | 30.01.2009, 17:21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГЛАВА XXVII
Хабура Коль Израель Хаберим - Союз всех еврейских союзов
Ведению “Хабура Коль Израель Хаберим” подлежат евреи во всем мире, независимо от государства, в котором они обитают. Всемирный союз берет под свою высокую опеку евреев не только тех государств, которые не признают их полноправными гражданами, но и тех, где они вполне уже эмансипированны; еврей Франции и еврей Марокко одинаково подчинены Всемирному союзу. Если бы евреи даже одного какого бы то ни было государства были исключены Союзом из его опеки, Союз утратил бы тогда свое значение в жизни иудейства, и название “всемирный” не соответствовало бы сущности этого высокого учреждения. На отчетах Союза, печатающихся на французском языке, выставлены: его девиз – “Все евреи за одного и один за всех” и его эмблема – скрижали закона Моисея, под ними протянутые и пожимающие одна другую руки, а основанием всему этому служит земной шар. Основанный в 1860 г., “Всемирный союз евреев” уже в 1866 г. насчитывал более 5.000 членов, а к началу 1881 г. он насчитывал 24.176 членов. Члены Союза рассеяны по всему земному шару и распределяются по государствам следующим образом:
Конечно, миссия “Всемирного союза евреев” – собрать под свое знамя всех евреев всего мира. Рассеянные по разным государствам земного шара и, по-видимому, разрозненные члены Союза соединяются в одно целое системою следующей организации, изложенной в ее Уставе. Статья 5 Устава “Всемирного союза евреев” гласит: «Всемирный союз управляется Центральным комитетом, находящимся в Париже. Центральный комитет сносится с комитетами областными (regionaux), центральными для данного государства, и местными (locaux).» «Ст. 6. Число членов Центрального комитета – 60»*3. «Ст. 8. Центральный комитет выбирается всеобщим голосованием членов Союза по большинству голосов. При равенстве голосов бросается жребий между кандидатами.» «Ст. 9. Члены Центрального комитета избираются на 9 лет и каждые 3 года 1/3 их возобновляется». «Ст. 11. Центральный комитет ежегодно выбирает из своих членов бюро, состоящее из председателя, двух товарищей председателя, казначея и секретаря». «Ст. 13. Центральный комитет по крайней мере один раз в год созывает общее собрание членов Союза для дачи отчета о нравственном и материальном положении Союза. Отчеты, представленные общему собранию, публикуются во всеобщее сведение». Комитеты Областные и Местные. «Ст. 15. Во всякой местности, где находятся 10 и более членов Союза, может возникнуть Местный комитет; число членов такого комитета определяется членами Союза, приглашенными на выборы». «Ст. 16. Во всяком государстве, где имеется уже несколько комитетов Местных, учреждаются Областные комитеты». «Ст. 17. Областные и Местные комитеты должны возобновлять свои выборы ежегодно». «Ст. 18. Областные и Местные комитеты самостоятельно решают вопросы исключительно местного характера и притом самое решение берут на свою ответственность». «Ст. 19. Они доносят Центральному комитету и получают от него все сведения, касающиеся Союза». «Ст. 20. Они открывают подписку, принимают и посылают деньги в кассу Центрального комитета». «Ст. 21. Каждый уполномоченный Областного или Местного комитета имеет право присутствовать при заседании Центрального комитета». Согласно этой организации “Всемирного союза евреев”, Центральный комитет его находится в Париже, а по всем государствам находится один комитет Областной и неопределенное число комитетов Местных. Областные комитеты возникли либо по инициативе Союза, либо если Союз застал в данном государстве какие-либо союзы, то некоторые из них вошли в состав Союза, оставив за собою то название, которое они имели*4. Вследствии этого Областные комитеты Союза, о которых он говорит в своих отчетах, носят разные названия. Так, Областной комитет Союза в Англии функционирует под названием “The Anglo-Jewish Association”, в Лондоне же существует несколько Местных комитетов (“Board of Deputies”, “Board of Guardians” и др.), В Америке Союз “Барцель” и др., в Соединенных Американских Штатах, равно как и новым обществом, образовавшимся из соединения Нью-Йоркской “Board of Delegates” с “Союзом еврейских конгрегаций”. Парижский Комитет пропаганды продолжает свою образцовую деятельность под руководством М.Г.Кана (президента), М.Ж.Дальзаса (вице-президента). Комитет имел несчастие лишиться своих сотрудников и преданных членов: в числе их мы назовем здесь М.А.Мандольфа. бывшего президента Александрийского комитета в Египте, А.Генрикец, члена Комитета “The Anglo-Jewish Association” и президента Манчестерской ветви Союза и т.д.*5. Несмотря на то, что Центральный комитет в каждом из своих отчетов говорит о евреях в России, тем не менее он о существовании Областного комитета Союза в России умалчивает, зная, что такой открытый комитет по отношению к евреям в России, где их более 4 миллионов, т.е. столько, сколько во всех остальных государствах вместе взятых, не был бы терпим русским правительством, как реальное осуществление принципа “государство в государстве”. Насколько тщательно Союз оберегает тайну имен своих членов в России, это видно уже из того, что открыто печатая ежегодно в своих отчетах тысячи фамилий своих новых союзников в разных государствах, он еще ни разу не позволил себе назвать по фамилии хоть одного еврея из России. В отчете за 1881 г. Центральный комитет насчитывает 36 вновь возникших Местных комитетов, 242 города, в которых живут вступившие в Союз в течении 6-ти месяцев (с 31 декабря 1880 г. по 1 июля 1881 г.) 666 его новых членов и подробно перечисляет как названия комитетов, так и фамилии членов*6, но относительно Местных комитетов в России вовсе умалчивается, а фамилии лиц, записавшихся членами Союза, обозначаются им в таком виде: в Балте – N.N., в Одессе - N.N. и т.д. Но несмотря на эти предосторожности составителей отчетов Союза, мы тем не менее имеем возможность привести здесь следующие данные, которые констатируют факт существования Местных комитетов Союза в России. В отчете за 1880 г. при речи о пропагандируемом Союзом всемирном сборе с евреев в пользу еврейских жителей Иерусалима (халукка-кедима), организацию которого Центральный комитет принял на себя, перечислены поименно те местные еврейские общины в России, которые принимали участие в этом деле, деньги препровождали в кассу Центрального комитета и, следовательно, согласно вышеприведенной 20 ст. Устава Союза, действовали как Местные комитеты Союза в России. Мы приводим здесь таблицу в том виде, как она напечатана на с. 72 отчета: Русские общины
После этой выписки становится уже несомненным, что “Всемирный союз евреев” имеет свои негласные Местные комитеты в России. Но немного нужно проницательности, чтобы убедиться, что образовавшееся в России в 1863 г., т.е., через 3 года после возникновения “Всемирного союза евреев” “Общество распространения просвещения между евреями в России” есть ни что иное, как Областной комитет Союза в России. Деятельность этого Общества, направленная на развитие среди евреев в России национально-еврейской науки, равно как энергичные его попытки к расселению евреев по России, вне черты оседлости, увенчавшиеся даже открытием самостоятельного “Общества ремесленного и земледельческого труда среди евреев в России” составляет, как читатель убедится ниже, пунктуальное выполнение тех национальных задач, к осуществлению которых стремится “Всемирный союз евреев”. Наконец, чтобы убедиться, что “Всемирный союз евреев” действует в России и влияет на русских евреев именно чрез “Общество распространения просвещения между евреями в России”, стоит лишь прочесть помещенные рядом отчет о деятельности Виленской комиссии 1869 г. по еврейскому вопросу, во главе еврейских членов которой очутился секретарь означенного Общества, и отчет о съезде членов “Всемирного союза евреев” в Берлине под председательством Кремье, состоявшийся одновременно с означенною комиссиею. Наконец, в отчет съезда Союза тоже в Берлине в 1874 г., равно как в отчет Центрального комитета за 1879 г., в статье под заглавием “Oeuvre russe” (“Деятельность в России” – Прим. ЛВН), прямо говорится о заботах Союза относительно образования еврейских детей в России, т.е. именно о том, что ведается “Обществом распространения просвещения между евреями в России”*8. Такова в общих чертах организация этого всемирного органа современного иудейства. Материальные средства Союза складываются: из членских взносов – minimum 6 франков в год (Ст. 4 Устава) и из пожертвований. Так как все Областные и Местные комитеты Союза согласно его Уставу (ст. 18) действуют по всем вопросам местного характера совершенно самостоятельно и, следовательно, самостоятельно распоряжаются имеющимися у них суммами, то Центральный комитет в нижеприведенной таблице указывает движение тех только сумм, Которые проходят исключительно через его кассу. К 31 декабря 1878, 1879 и 1880 гг. средства Центрального комитета показаны в его отчете во франках в следующем виде: Доходы
Расходы
В этой таблице мы обращаем внимание читателя на то обстоятельство, что Центральный комитет в своих отчетах из года в год под специальной рубрикой “Oeuvre russe” печатает те суммы, которые идут на дело Союза в России. Конечно, цифра в 14.419 фр., показывающая расходы на этот предмет Центрального комитета в 1880 г., незначительна, но не следует забывать, что в этих отчетах не показаны те суммы, которые имеются в распоряжении Областного и Местных комитетов Союза в России и которые расходуются ими на свои местные нужды под собственную ответственность. Заслуживает также внимания и то, что при речи о пожертвованиях в пользу дел Союза Центральный комитет, перечисляя суммы и указывая имена жертвователей в различных государствах, относительно жертвователей из России держится правила: указывать только цифру их пожертвований, имена же их укрывать. Так в отчете за 1880 г. на с. 79 между прочим значится следующее: «Получены две русские облигации по 100 руб. займа 1864-1866 гг., пожертвованные анонимом из России – 1.200 фр.». На странице 80-й: «Тоже одна облигация русская в 100 руб. 5% займа 1866 г., пожертвованная анонимом из России – 500 фр.». «Тоже две облигации г. Милана 1861 г., пожертвованные анонимом из России – 90 фр.». «Тоже три облигации г. Парижа от 1869 и 1871 гг., в качестве постоянного вклада от 3-х членов Союза в России – 1.218 фр.» и т.д. Насколько значительны те суммы, которые стекаются со всех стран земного шара в кассу Центрального комитета Союза в Париже, уже видно из того, что только из семи вышеуказанных Местных комитетов Союза в России (в Гродно, Минске, Речине, Слониме, Сувалках, Варшаве и Вильне), по сбору на один только предмет менее чем в один год поступило 105.000 руб. [~ 520.000 фр. – Прим. ЛВН], а весь сбор по одному этому предмету со всех Местных комитетов Союза достиг в 1880 г. 956.555 фр. (72-73 с. Отчета за 1880 г.). Задачи и цели. Обращаясь затем к деятельности “Всемирного союза евреев”, нам необходимо прежде всего указать те цели, к осуществлению которых Союз стремится. Устав Союза гласит: «Ст. 1. “Всемирный союз евреев” имеет своей целью:
В программе союза “Коль Израель Хаберим” проявляется дух не частного общества, а целого народа, дух, сознающий свою силу идти вперед к осуществлению миссии грандиозной, политической. Действительно, приглядываясь поближе к этой программе Союза и изучая деятельность этого органа по его отчетам, мы не можем не придти к заключению, что деятельность Союза является деятельностью политическою в самом обширном смысле этого слова. Поставив своим девизом: «Все евреи за одного и один за всех», Союз:
*2 Отчет за 1881 г., с. 28-29. *3 Некоторые статьи мы опускали как мало уясняющие дело, так ст. 7 гласит: «Центральный комитет определит число тех своих членов, которые должны быть избраны из членов Союза, проживающих в Париже». *4 Союз ”Allgemeine Angelenheit der Juden” во Франкфурте-на-Майне, присоединившись к “Всемирному союзу евреев”, препроводил ему свой наличный капитал и кроме того 489 франков, пожертвованных членами этого последнего союза в Швеции. То же самое сделал и союз “Ишуб гаарец” в прусском Торне. Протокол о присоединении этого Союза ко “Всемирному союзу евреев” составлен в Центральном комитете в феврале 1866 г. В этом протоколе сказано: «Г-н Калишер, раввин г. Торна, представитель союза “Ишуб гаарец”, предложил соединить Союз, избравший его своим председателем, со “Всемирным союзом евреев” с передачею последнему наличного его капитала в 12.000 фр. с тем, чтобы “Всемирный союз евреев” принял на себя обязанности союза “Ишуб гаарец”». Центральный комитет “Всемирного союза евреев”, изъявляя свое согласие на предложение председателя союза “Ишуб гаарец”, постановил: «Принять предложенную им сумму с условием употребить ее согласно Уставу союза “Ишуб гаарец” в то время, когда она значительно увеличится» (“Га-Карнел”, 1867 г., № 28). *5 Отчет за 1881 г., с. 51-52. *6 В Висбадене присоединившимися к Союзу за это время показаны следующие лица: Бер Герман, Бер Г-жа, Баум М., Баум С., Берле Блох, Кан, Гольдштейн, Герц Д-р, Гесс, Гейман, Гирш, Исаак, Ионас, Ионас М., Кан, Либман, Либман В., Либман Н., Линель, Лозер, Ловенталь, Мейер М., Мейер Я., Рейфенберг, Розенталь Г., Розенталь, Симон, Штраус, Штраус Б., Зись и Вольфсон. В Филиппополе, например, образовался Местный комитет из следующих лиц: Хайма Мебора - председателя, Грациана – товарища председателя, Калеба – казначея, и членов: М.Калеба, Намиаса, Галени, Саранги и Романо и т.д. (Отчет за 1881 г., с. 111). *7 Халукка и Кедима – это название одного и того же сбора, но в то время как Кедима изменяется соответственно с материальным состоянием подписавшегося, Халукка устанавливается с общего согласия и по цифре одинакова для всех подписавшихся. *8 См. “Гамагид” 1869 г., № 44; “Гакармел” 1869 г.; “Голос” 1874 г. № 279; “Отчеты” Союза за 1879 г., с. 24. _ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Книга кагала | Добавил: Bruder | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2333 | Загрузок: 0 |