ГЛАВА IV
Переворот в пользу Иеговы и его законы
Падение Вавилона
Возвращение из вавилонского плена
Постройка второго храма; препятствия к этому и устранение их
Влияние вновь сооруженного храма на отношение евреев к язычникам
Деятельность еврейских представителей в персидской столице в пользу восстановления
Иудейского царства
Возвращение Эздры из Вавилона
В силу изложенных нами фактов и соображений, причину переворота в пользу Иеговы и Его
законов мы должны искать в жизни евреев после первого падения Иудейского царства. Если же мы припомним, что с разрушением
Иерусалима при Навуходоносоре иудейская земля превратилась в провинцию Вавилона и что с этого времени она переходила
из-под владычества одного их соседних могущественных языческих государств к другому и почти никогда уже не получала
полной политической независимости, то для нашей цели весьма важно узнать - каким способом поднялось над жизнью евреев
столь враждебное язычеству знамя Иеговы и Пятикнижия теперь, когда они стали жить под властью язычников? Ответ на
этот весьма любопытный и вместе с тем весьма важный для изучения иудейства вопрос мы получим из краткого обозрения
судьбы еврейского народа в самую важную для еврейской истории эпоху, следующую непосредственно за падением Иерусалима
при Навуходоносоре.
Около пятидесяти лет после разорения Иудейского царства Навуходоносором и переселения евреев
в Вавилон сильное Вавилонское государство тоже падает и вместе со всеми своими провинциями, в числе которых находилась
и бывшая иудейская земля, становится добычей персидского завоевателя Дария из Медии. Весьма естественно, что современные
этому событию евреи, между которыми были: богатый князь, до пятисот лет господствовавшей в иудейском царстве династии
Давида, Зоровавель, первосвященник Иисус, сын Садока, и многие герои, участвовавшие в несчастной кровавой защите Иерусалима,
от души сочувствовали неуспехам страшного их врага, и никто не станет удивляться, если, дыша местью за Сион, евреи, как
говорит Пророк Иеремия, "стали молотом крушения (Вавилонских) народов при падении Вавилонского царства"
*1.
Приобретая этим путем расположение персидского правительства при самом переходе под его
владычество, передовые евреи обращаются к нему со скромной просьбой о разрешении евреям возвратиться на родину, восстановить
в Иерусалиме храм Иеговы, в котором они могли бы приносить лишь жертвы Богу отцов своих, оставаясь, разумеется,
при этом и на родине верными рабами персидского царя, какими они себя зарекомендовали на чужбине. Словом, евреи обратились
ныне к персидскому правительству с той же скромною просьбою, с которой Моисей когда-то обратился к Фараону
*2, т.е. теперь, как и тогда, речь шла исключительно о желании евреев принести жертвы Иегове. И имя
Иеговы, силою Которого праотцы вавилонских пленников когда-то вышли сухими и невредимыми из пучин Черного моря, в волнах
которого погиб Фараон, его всадники и т.д., помогло евреям и ныне во второй раз выйти сухими и невредимыми из пучин
кровавого моря, разлившегося вокруг них во время страшной войны между персами и халдеями, в которой погибло угнетавшее
евреев Вавилонское царство. Эта просьба, в которой персидское правительство не подозревало никаких политических затей
со стороны разбитых и неспособных уже, по-видимому, к восстанию евреев, увенчалась полным успехом. В силу указа Кира
(538) несколько десятков тысяч еврейских семейств двинулось на родину, распевая втихомолку песни и гимны о скорейшем
возвращении Израилю полной его свободы, о восстановлении скипетра помазанника Иеговы в лице тут находившегося потомка
Давида, о гибели его врагов и т.п.
Кроме разрешения евреям возвратиться на родину, Кир еще препроводил представителям персидской
власти в бывшей еврейской земле Шашбацару и Митридату, взятую Навуходоносором из разоренного храма Иеговы в Иерусалиме
и поставленную в храм Вавилонского Белла, драгоценную утварь, состоявшую из 5400 предметов, для возвращения их в новый
храм, который евреи намерены были построить Иегове*3.
Под влиянием первого впечатления, при виде родного неба и родной земли, возвратившиеся в Иерусалим
вавилонские пленники деятельно принялись за постройку храма.
Языческие племена, занявшие обетованную землю после падения Иудейского царства, пораженные
неожиданным для них успехом евреев, заявили представителям новой постройки желание участвовать в ней, объясняя при этом
что они с прибытием сюда тоже стали приносить жертвы Иегове. Но это заявление было отвергнуто евреями. Тогда евреев
стали подозревать в политических замыслах, и когда местная власть донесла Артаксерксу о неблагонадежности евреев в
политическом отношении, им прислан был указ о прекращении начавшейся постройки
*4.
Но указ этот мало помешал делу. Нерасположенный к евреям начальник вскоре был заменен другим,
который не только не остановил постройки, но послал еще от себя царю представление, в котором дело было подано в благоприятном
для евреев виде. Благодаря стараниям влиятельных евреев в персидской столице, результатом представления второго начальника
был указ Дария II, в силу которого постройка храма доведена до конца (516)
*5.
Однако же этот успех не принес тех плодов, какие ожидались подвижниками народного дела.
Хотя храм Иеговы и служба в нем были восстановлены, но перемены в религиозном направлении евреев, которой желали Пророки,
от этого не произошло*6.
Под влиянием забот о насущном хлебе и того тяжелого положения, в котором очутилась масса бездомных и
бесприютных пленников, возвратившихся на родину, первое впечатление, произведенное полученною свободою, скоро остыло.
Сверхъестественный счастливый переворот в политическом положении евреев, который многие предвещали и которого многие
ожидали с восстановлением храма Иеговы, не произошел; в следствии чего энтузиазм к воздвигнутому храму скоро уступил место
обычному между евреями с древних времен равнодушию к Иегове. О законах же Моисея в то время очень мало кто и помнил.
"Закон Моисея, говорит талмуд, совершенно был забыт евреями, пока не явился Эздра и не водворил его"
*7.
Внесший богатые вклады на постройку храма, потомок помазанника Иеговы - Зоровавель, стоя в стороне
безмолвно смотрел, как персидские чиновники взимают с евреев подать и управляют их жизнью по персидским законам.
Веками освященные языческие нравы, обычаи, правила, понятия и т.п. мало-помалу опять
подняли над евреями старинное знамя и повели их тем путем, на котором близкие отношения к окружающим их язычникам,
а главное вступление с ними в семейные связи посредством браков и т.д., должны были привести евреев к окончательному
слиянию с преобладающим языческим элементом, как это случилось с 10-ю коленами еврейского народа, составлявшими
Израильское царство.
Но чем заметнее стали симптомы агонии еврейской национальности на родине, тем сильнее
воспламенялось патриотическое чувство в сердцах еврейского представительства в персидской столице, которое с первого
дня падения Вавилона весьма энергично работало над планом спасения народного дела. В этом кружке работал теперь
Эздра, которого еврейский народ не без основания признает вторым своим законодателем.
Здесь он собрал, редижировал и привел в соответствующий общему плану спасения иудейского
народа порядок все законы Моисея, некоторые исторические и другие памятники народного творчества прежних времен и все
те восторженные песни и гимны, которые составлены были под впечатлением неожиданного падения Вавилона, освобождения
евреев из плена, которые выражают самую живую надежду на полное освобождение Израиля, на скорое восстановление скипетра
Давида и т.д.
имея в своей среде богатых и влиятельных царедворцев и Эсфирь, представительству этому
удалось вовремя вынести из кабинета Артаксеркса царский указ, которому иудейство обязано своим спасением и существованием
до настоящего дня.
Мы говорим здесь о грамоте, с которою Артаксеркс (459) отправил Эздру в Иудею.
В этом, сохранившемся до сих пор на страницах книг Ветхого Завета документе, между прочим,
сказано" "Ты, Эздра, по мудрости дарованной тебе Богом твоим, поставь начальников и судей, чтобы они судили народ,
живущий за рекою; всех сведущих в законе твоего Бога (т.е. ставить судей сведущих), а несведущих обучайте. И всякого,
кто не исполнит закона Бога твоего и закона царского, пусть накажут смертью, искоренением, денежным штрафом или
заточением"*8.
Таким образом, мы видим, что в продолжении тысячелетней приблизительно эпохи существования
еврейского самостоятельного государства, в то время когда этим народом управляли собственные его судьи, князья и цари,
высшие и лучшие люди этого народа за усердную проповедь в пользу Иеговы и враждебных язычеству Его законов нередко
предаваемы были смерти, костру, петле и заточению, как, например, Пророки Илия, Иеремия и другие. Когда же евреи и их
земли попадают под власть языческого правительства, тогда царь-язычник издает указ, в силу которого каждый еврей за
неповиновение тому же Иегове и тем же его законам подлежит денежному штрафу, смертной казни, искоренению и т.п.,
персидское правительство, по всему вероятию, имело в виду означенною грамотою сделать для евреев обязательно ту лишь
часть законов Пятикнижия, которая касается богослужения в храме Иеговы. В день отпущения грехов, составляющий
единственный праздник, когда первосвященник входил с дарами в Святая Святых, храм Иерусалимский разделял свои жертвы
на равные части между Иеговой и Азозелом (дьяволом), живущим в пустыне. Подобное разделение жертвы между двумя высшими
силами близко подходило к возникшему тогда в Персии учению Зороастра о боге света и боге тьмы, встретившее, как известно,
горячего своего поклонника в лице Кира. Остальные же враждебные иноверцам законы Пятикнижия персидское правительство
или вовсе не знало, или понимало, как и теперь еще многие понимают, что они относятся исключительно к поименованным в
Пятикнижии племенам: ханаанскому, хитейскому и т.п., которые давно исчезли. Впрочем, этот вопрос не имеет для нас
важного значения; для нашей цели, т.е. для основательного изучения иудейства, важен лишь результат означенной грамоты,
т.е. нам нужно знать, какие плоды грамота эта принесла иудейству и что она дала иноверческому правительству.
*1
Иеремия, гл. LI.
*2
Книга Исход, гл. V.
*3
1-я Книга Эздры, гл I.
*4
1-я Книга Эздры, гл IV.
*5
1-я Книга Эздры, гл VI.
*6
Дор-дор-ведорош, ч. I, с. 49.
*7
Талмуд, тр. Сука, л. 20; Сифры Экев, гл. 48; Дор-дор-ведорош, ч. I, с. 49.
*8
1-я Книга Эздры, гл. VII, ст. 12-27. Язычники-цари и народ считал еврейского Иегову местным богом
Иерусалима, что видно, напремер, из ст. 15 этой же главы, в которой сказано: "Отнеси в храм то золото и
серебро, которое царь и его советники принесли в дар Богу Израиля, который обитает в Иерусалиме".
[ ... Назад ]   
[ Далее ... ]
_
|