Главная » Файлы » Книга кагала |
[ ] | 22.12.2008, 17:14 |
II. СУДЕБНЫЙ ОРГАН ЕВРЕЙСКОЙ
ГЛАВА XX
Состав бет-дина. Его компетенция
В Тур-Хошен-Гамишнот, своде еврейских законов, читаем: «Воспрещено (еврею) судиться в суде нееврейском и в нееврейских судебных учреждениях. Это запрещение не теряет своей силы даже при таких вопросах, по которым нееврейские законы сходны с еврейскими, и если бы даже обе стороны желали предложить свое дело суду нееврейскому. Нарушающий это запрещение есть злодей. Этот поступок признается равным хулению, поношению и наложению руки на весь закон Моисея»*1. «Документ, в котором сказано, что по нему можно заявить иск в суд нееврейский, не должен, однако же, быть доставляем в суды нееврейские. В противном случае истец должен понести все убытки, превышающие сумму, обязательную по документу на основании еврейских законов»*2. Согласно этим обязательным для еврея на веки законам и их категорическому требованию в каждой еврейской общине существует свой национальный суд, известный под именем бет-дин - дом суда. История возникновения этого учреждения и его значение в древнее время изложены были нами в первом разделе этой книги, поэтому нам теперь предстоит ознакомиться с нынешней организацией этого учреждения, везде сопутствующего кагалу и находящегося под его высоким покровительством. Бет-дин составляют: рош, или аб-бет-дин - председатель бет-дина и даионы - судьи. Председатель бет-дина избирается на общем собрании общины, в асифа; это всегда лицо авторитетное в решении юридических гражданских вопросов по Талмуду, в общине известное под названием раввина*3. Должность председателя суда раввин занимает не в силу назначения, а по предложению от асифа. Раввин, согласно договору, заключаемому между ним и кагалом, состоит на жаловании у последнего и, кроме того, пользуется условленной частью доходов от решения дел (см. акты №№ 797, 959 и др.) в бет-дине. Даионы (судьи) избираются асифою и делятся на постоянных (даион-кебуим), участвующих в решениях дел в течении всего срока их избрания, и временных (даион-шееном-кебуим), избираемых тоже асифою, но участвующих в решении дел по особому приглашению. Первые получают жалование от кагала, вторые пользуются доходами от дел. При бет-дине состоит судебный шамеш, рассыльный, назначаемый кагалом, с жалованьем от последнего. По своим обязанностям шамеш нечто среднее между секретарем и судебным приставом государственных судов (см. акт № 415). На обязанности бет-дина лежит:
«В настоящее время (когда евреи живут под властью чужих народов и не имеют судей, подтвержденных властями земли Израиля) бет-дин разбирает дела по займам и долгам, по брачным записям, по наследственным и дарственным актам; разбирает жалобы по нанесенным убыткам и пр.»*4. Кроме того: «Разбирательству бет-дина тоже подлежат: повреждение, причиненное чужой скотине, убыток, причиненный чужой скотиной зубом или рогом; дело о воровстве и грабеже, причем бет-дин взыскивает с воров и грабителей только стоимость похищенных ими предметов, не более (т.е. без штрафа, к которому преступник должен быть приговорен по закону Моисея)»*5. Из этого перечня видно, что все гражданские дела, возникающие в местной еврейской общине, разрешаются бет-дином*6. Бет-дин ведает дела: а) между кагалом с одной и союзами и частными лицами – с другой стороны и б) между частными лицами. 1. Кагал, как это мы видим, не выносит никаких возражений со стороны союзов и частных лиц по делам административным и тем национально-уголовным, которые ведаются непосредственно им самим, но в спорных делах гражданского характера, как это видно из массы документов 2-й части этой книги, он охотно и сам обращается к бет-дину и принимает вызовы в него. На случай процесса в бет-дине кагал имеет своих поверенных*7. Кроме того, юридические споры между членами кагала о порядке управления, о родственных между ними связях и т.п. нередко поступают на суд бет-дина*8. 2. Частные лица по всем свои гражданским делам в силу вышеуказанного закона обязаны обращаться к суду бет-дина. Судопроизводство бет-дина не сложно. После письменного или устного заявления, сделанного тяжущимися бет-дину, последним посылается вызов противной стороне к суду. «Бет-дин, - говорится в законе, - объявляет подсудимому*9 через рассыльного (шамеша), чтобы он явился в суд к назначенному времени. Если он не приходит, то вызов повторяется. Если же подсудимый [вторично] не явился, то суд объявляет ему третий вызов, ждет целый день, а когда подсудимый все-таки не является, то на следующий [день] налагается на него нидуй. Но эти правила соблюдаются [бет-дином] только тогда, когда подсудимый отлучается из города в деревню. Если же подсудимый живет постоянно в городе, то он вызывается только один раз и за неявку на следующий день налагается на него нидуй»*10. В кагальном акте № 155 пункт “а” читаем: «Если кому-нибудь послан чрез бет-динского шамеша вызов три раза или только один раз по делу, по которому сам закон приказывает явиться в суд по первому вызову, а он не явится, то бет-дин обязан послать [вызов] херемом». Ниже мы укажем те последствия, которые влечет за собою неявка в суд после вызова. При явке сторон суд приступает к рассмотрению дела по существу. Решения, устные и письменные, составляются очень скоро, в пять или десять минут после выслушивания тяжущихся и свидетелей, рассмотрения предоставленных документов и т.д. Решение бет-дина обязательно для сторон, и неподчиняющийся ему подвергается наказаниям, о которых будет сказано ниже. Для полного представления о еврейском суде нам необходимо остановиться на вопросе о еврейской присяге. Талмуд делит присягу на 3 разряда: 1) Шебуа-деэрайта, т.е. присяга, которая назначается на основании закона Моисея; 2) Шебуа-гесет, т.е. присяга, назначаемая на основании Талмуда и 3) Сетам-херем, т.е. допрашивание подсудимого под херемом*11. Надо заметить, что евреи вообще имеют замечательно высокое понятие о присяге, налагаемой судом еврейским, и особенно питают глубокий страх и уважение к присягам первых двух родов. Всеобщее уважение евреев к этим присягам так высоко, что субъект, не исполнивший раз присягу, даже будучи в остальном чист и совестлив, сильно роняет себя в глазах общества; после этого он обыкновенно лишается общего доверия и на него смотрят как на погибшего. В виду этого, вынужденный неизбежными обстоятельствами дать присягу, еврей старается сделать ее формальной, что вполне достигается благодаря тем существующим у евреев индульгенциям, которыми уничтожается всякая присяга, обет, клятва и т.п. Индульгенции эти суть: а) Коль-Нидре. Судный день, или день очищения - самый важный и самый торжественный праздник у евреев. Открытие этого праздника, совершающееся накануне вечером и составляющее самый торжественный его момент, состоит в чтении параграфов индульгенции "Коль-Нидре", которою представители общины, со свитками Пятикнижия в руках, разрешают [отменяют] евреям от имени Бога все их присяги, клятвы, обеты и т.п., как прошлого, так и будущего года. б) Гофорат-Недорим. Это индульгенция, к которой еврей может прибегнуть сам лично, независимо от общей индульгенции, для очищения совести от присяг, клятв и т.п. В таком случае, по его просьбе, три еврея, безразлично кто бы они ни были, садятся и образуют бет-дин (суд). Перед этим судом желающий очистить свою совесть читает формулу "Гофорат-Недорим", которой он отказывается от всех данных им присяг, клятв, и т.п. и просит о снятии с него их обязательной силы; повторившему чтение три раза суд трижды отвечает: “Разрешено тебе и дело кончено”. в) Мессират-Медоа уничтожает присягу предварительно ее исполнения, этот акт уничтожает силу даже письменных документов. Он состоит в следующем: чтобы, например, развод, который еврей намерен дать своей жене, или запись для обеспечения той или другой сделки, или присяга, которую он намерен принести, не имели для него ни малейшей обязательной силы, до совершения акта или до дачи присяги, еврей говорит двум свидетелям, что присяга, разводная или запись, которую ему предстоит дать, будет фиктивной, маневром, вызванным обстоятельствами. В силу этого предварительного заявления, в силу этой "Мессират-Медоа" еврей уже смело, без зазрения совести, дает ложную присягу. В своей судебной практике бет-дин, когда ему случается привести еврея к присяге, имея в виду существующие индульгенции, приходит в смущение от трудности обеспечить за евреем верность присяги и поэтому предварительно требует исполнения ее, чтобы он формально и торжественно уничтожил, отрекся от всех родов индульгенций, к которым он прибегнет, а может, и прибегнул уже в подрыв присяге*12. Затем сама присяга обставляется по возможности более торжественно. Присяга приносится в день чтения Пятикнижия (гакнесиа), до молитвы “Ашре-ува-лецион” (т.е. сразу после чтения Пятикнижия, до молитвы, читаемой в будни при исходе утреннего богомоления), со свитком Пятикнижия в руках, в талете (саване), тефилине (филактерии) и кителе (смертной рубахе)*13. Эта торжественная предосторожность, указывающая на степень боязни даже со стороны еврейского национального суда, решение которого обязательно для еврея наравне со всеми религиозными актами, пред разрушительной силой индульгенций, должна иметь чрезвычайно важное и поучительное значение для иноверческого законодателя. По основным законам иудейства, с которыми мы раньше познакомились, ни иноверческий суд, ни его решения не имеют обязательной силы для еврея, и, опираясь на них, еврей, верность присяги которого даже в его национальном суде тщательно ограждается и обставляется, в суде иноверческом, даже без индульгенций, свободно дает какие угодно показания и подтверждает их присягою, на которую он смотрит здесь как на религиозный подвиг, как на дело богоугодное. Это бывает в тех случаях, когда иноверческий закон идет в разрез с законами Пятикнижия. Подобных случаев весьма немало, например, за воровство всех видов (за исключением живого человека) еврейский закон (Исход, гл. XXI и XXII) приговаривает вора к денежному штрафу; русский же уголовный закон относится к этому преступлению гораздо строже. Еврей-свидетель, зная, что в силу его свидетельских показаний еврей-подсудимый будет приговорен русским судом к наказанию более строгому, чем денежный штраф, никогда не позволит себе сказать правду. Чтобы не быть душегубцем в глазах своих единоверцев и в собственных своих глазах, а главнее всего, чтобы не навлечь на себя негодование со стороны являющихся в таких случаях горячими покровителями подсудимого официальных представителей еврейской общины, еврей не посовестится подтвердить присягою какое угодно показание для освобождения своего собрата от ответственности пред иноверческим судом. Еще пример. За нарушение субботы, хотя бы собиранием щепок, Пятикнижие (Книга Чисел, гл. XV, ст. 32-37) приговаривает преступника к смерти; русский же законодатель не считает вообще преступлением нарушение евреем субботы. В случае нежелания непосредственно самому наказывать подобного преступника, еврейский кагал не оставляет, однако же, безнаказанным его преступление и предает, как это мы раньше указывали, подобного субъекта как вора, поджигателя или политического преступника в руки местной власти, которая и наказывает его*14. Присягу, приносимую евреем в подтверждение своих ложных показаний на гибель нарушителя субботы, он считает религиозным и богоугодным подвигом. Само собою разумеется, что при подобных взглядах евреев на присягу в иноверческом суде нееврейский законодатель при вопросе о присяге не имеет права ставить евреев в один ряд с другими иноверцами, у которых ничего подобного не существует, а чтобы не быть слепым орудием в руках кагала и не ронять своего достоинства, он должен оградить себя известными мерами, на которые мы своевременно укажем. II. В круг деятельности бет-дина входит санкция некоторых постановлений кагала и большинства чрезвычайных мер, предпринимаемых кагалом, как он выражается, “для ограждения [еврейского] закона, который вследствие великих грехов наших совершенно поколебался, для того чтобы согнуть в дугу ослушника и чтобы каждый сын Израиля подчинялся закону”, - мер, которые большею частью составлялись кагалом совместно с бет-дином*15. Написание херема тоже поручается бет-дину. Таким образом, хотя бет-дин и находится под покровительством кагала, но тем не менее последний в тех случаях, когда постановление его должно быть оформлено и поставлено на почву закона, обращается к национальному суду. Конечно, о коллизиях между кагалом и бет-дином в подобных случаях и речи быть не может. III. Аттестация резников составляет последнюю обязанность бет-дина. По постановлению Талмуда нож, которым режется скотина, должен удовлетворять всем условиям, выставленным его казуистикой (без малейшей зазубрины, тонкий и т.д.), в противном же случае мясо такой скотины считается для еврея треф - в пищу негодным. Испытание резников и свидетельствование их ножей поручается особым специалистам - маргишам, по представлению которых бет-дин и выдает резникам дипломы. Без диплома раввина ни один резник не имеет права резать скотину и птицу на кашер. Обязательность этого талмудического постановления поддерживается в настоящее время и русскими законами. Мы уже указывали и множеством документов*16 подтвердили, что кагал употребляет все усилия, чтобы кашер - эта ограда иудейства – не поколебался вследствие индифферентности еврейской массы к талмудическим постановлениям. Конечно, старания кагала и сами по себе не остаются безуспешными, но тем не менее ему удалось подвести кашер под защиту русского закона, который гласит следующее: «При убое скота и птиц на кашер не употребляется других к тому орудий, кроме данных откупщиком с его клеймом и с удостоверением раввина, что они могут быть употребляемы для кашера»*17. При слове этого закона кашер, обязательный для евреев по Талмуду, делается обязательным и по русскому государственному закону. Доходы бет-дина составляют: 1) демай песах - плата за решение дел, которую обе тяжущиеся стороны должны внести в равной части за объявление им решения. Таксы в этом отношении никакой не существует и сколько положит на стол сторона, которая беднее, столько же, ни меньше, ни больше, должна положить и противная. Хотя плата бывает нередко с каждой стороны по 5 коп., но от этого правосудие в бет-дине нимало не страдает; 2) плата за составление различных актов, гет, которых у евреев бывает очень много*18; развод стоит иногда и несколько десятков рублей, смотря по состоянию разводящихся, но в крайнем случае и 3 руб. достаточно*19; 3) плата за дипломы резникам*20 составляет последнюю статью доходов бет-дина. Из всего нами сказанного о бет-дине видно, что по всем своим гражданским претензиям к единоверцам еврей обязан обращаться только к бет-дину и что решение последнего безусловно для него обязательны*21. Тем не менее еврейский закон указывает, а практика бет-динов выработала немало постановлений на тот случай, когда тот или иной еврей неявкою в суд по вызову или неисполнением решения бет-дина осмелился пойти против закона. *2 Хошен-Гамишнот, гл. 2, ст. 4; Книга Кагала, ч. II, акты №№ 155, 156, 768 и др. основаны на этих законах. *3 К титулу “раввин” евреи обыкновенно в сношениях с иноверцами и иноверческой властью прибавляют эпитет “духовный”, дабы отличить своего судью и народного вождя от другого лица, избираемого общиною по требованию русского закона и носящего ироническую кличку “казенного раввина”. О казенных раввинах будет сказано далее. *4 Хошен-Гамишнот, гл. 1, ст. 1. *5 Хошен-Гамишнот, гл. 1, ст. 3. *6 Вопросы религиозного характера, как, например, о кашере, треф, омовении женщин и др., рассмотрению бет-дина не подлежат. В богатых общинах для их разрешения существует особый ученый талмудист, в более бедных место последнего заступает тот же раввин, но уже в качестве ученого частного лица, а не представителя бет-дина (см. док. №№ 969, 1044 и др.). *7 Книга Кагала, ч. II. См. док. №№ 72, 381, 387, 581, 946 и др. *8 Книга Кагала, ч. II. См. док. №№ 398 и др. *9 Еврейское законодательство не знает терминов, соответствующих буквально нашим понятиям: “истец” и “ответчик”. *10 Хошен-Гамишнот, гл. 11, ст. 1-4. *11 Хошен-Гамишнот, Меират-энаим, гл. 75, ст. 6; Тешубот-Гарамбам, § 229. *12 Книга Кагала, ч. II. Акт № 959, излагающий договор кагала с раввином, председателем суда, относительно жалованья последнему, помещения и т.д., заканчивается уничтожением со стороны раввина всех мессират-медоа. *13 Книга Кагала, ч. II. См. док. №№ 701, 745 и др. Существует статья из Маймонида, в которой в точности изображена внешняя обстановка при совершении присяги во всей своей оригинальности. « Мы слышали, что в вашем городе находятся лица, которые каждому назначают присягу, и такие, которые готовы совершать оную ложно и подтверждать, что она искренняя. Эти люди нехорошо поступают, приготовляя гибель самим себе. Наказание за ложную присягу даже на полушку чрезвычайно велико. Если хотите наложить на кого-нибудь присягу, то выньте свиток (Торы) и укажите присягающему на проклятия, изложенные в этом законе, и принесите носилки, на которых выносят мертвецов, накройте их покровом, употребляемым для накрытия мертвецов, принесите рога для трубления, которые употребляются в день нового года, приведите сюда маленьких детей из училищ, принесите надутые пузыри и бросьте их перед носилками; и бет-дин должен сказать присягающему, что завтра его точно так же бросят, как эти пузыри; принесите петухов, зажгите свечи, принесите земли и поставьте присягающего на эту землю, затрубите в рога и объявите ему гласно: “Слушай, N., если ты присягу сотворишь ложную, то все проклятия, изложенные в законе, постигнут тебя”. После этого читают ему всю формулу херема, и, когда затрубят в рог, все присутствующие и маленькие дети отвечают: “Аминь”» (Шеаре-цедек, ч. 5, гл. 4, § 14; Тешубот-Гагаоним, § 10; Тешубот-Гарамбам (Маймонида), § 142). *14 См. Приложение, процесс Богузо. *15 Книга Кагала, ч. II. См. док. №№ 155, 156, 1016 и др. *16 Книга Кагала, ч. II. См. док. №№ 193, 308, 325, 545, 579 и др. *17 Устав о податях, Приложение к ст. 281, п. 53. *18 В г. Варшаве в 1871 г. еврейских разводов было 161 (“Izraelita” №1 за 1872 г.). *19 Все законы о разводе подробно изложены в §§ 119-154 еврейского закона Тур-Эбен-Гаэзер, Кенигсберг, 1864 г. После допроса бет-дином разводящихся мужа и жены при двух свидетелях о том, приступают ли они к расторжению брака по личной воле, без всякого к тому принуждения с чьей-либо стороны, и по получению утвердительных ответов муж дает шамешу чернила. Бумагу и перо и просит его написать разводную, гет, для него и его жены. Разводная пишется по известной форме, изложенной в законе, без упоминания каких-либо мотивов развода. Когда разводная написана, то члены суда, пересмотрев ее, свидетельствуют, что она составлена правильно, а два свидетеля подписывают ее. После этого муж вручает жене разводную и говорит: “Вот твой разводной документ (гет), которым ты освобождаешься от меня и делаешься свободною для всех людей”. *20 Книга Кагала, ч. II. См. док. №№ 292, 515 и др. *21 Ремесленники по юридическим вопросам, возникающим из специальных занятий и отношений, обращаются обыкновенно к бет-дину, к суду, существующему в каждой ремесленной корпорации (при так называемых братствах портных, позументщиков и пр., о которых мы будем говорить отдельно). Вопросы религиозные, как это было нами указано, тоже не подлежат суду бет-дина, но решаются море-герое (ученым членом общества для решения разных вопросов). Указанные случаи, конечно, не составляют исключения из юрисдикции бет-дина, а являются веским подтверждением того, что бет-дин есть правильно организованный гражданский суд для разрешения дел, возникающих из чисто правовых гражданских отношений между евреями. Цеховой суд и вопросы религии нигде не составляют компетенции общегражданских судов. _ | |
Категория: Книга кагала | Добавил: Bruder | |
Просмотров: 2896 | Загрузок: 0 |