Наше меню

Поиск

Друзья сайта

Главная » Файлы » Книга кагала

№201 - №220
[ ] 18.10.2008, 16:35

№ 201. О предоставлении р. Исааку, сыну Гершона, права участия в выборах и производстве его в экс-представители кагала.

Воскресение, отдела Ашере мот, 5562 (1802) года.

Представителями кагала постановлено: дать р. Исааку, сыну р. Гершона, право участия в выборах наравне с прочими членами общего собрания нашего города и, кроме того, возвести его в степень ми шегоио тув, т.е. экс-представителя кагала. Все это сделано было с общего согласия на основании законов и постановлений с тем только условием, чтобы р. Исаак получил утверждение на эту степень от городского раввина-гаона — здешнего председателя бет-дина.

№ 202. О праве на владение балконом каменного дома пана Транкевича.

Воскресенье, отдела Ашере мот, 5562 (1802) года.

Право на владение балконом пана Транкевича, которое давно уже отдано было представителями кагала р. Саулу, сыну Вольфа, было продано последним р. Иегуде Лейбе, сыну Якова.

Ныне же, по случаю банкротства р. Саула, кредиторами его заявлен был протест против такой продажи. Но как нам, предводителям города, известно, что сначала это право не продано было кагалом р. Саулу, а только подарено как пособие по случаю его крайней бедности, то представители кагала, оставляя без внимания всякий протест против этой продажи, под каким бы предлогом и на каких бы основаниях он ни был заявлен, утверждают право на владение балконом за р. Иегудой-Лейбой, предоставляя ему относительно этой покупки все права и силу, какие только в мире по законам бет-дина могут быть ему присвоены для обеспечения его против кредиторов продавца. В силу этих прав, согласных с основными законами и постановлениям наших мудрецов, упомянутое право не может быть отнято ни у сказанного р. Иегуды Лейбы, ни у его уполномоченных и пр. Таковое постановление сделано с общего согласия на основании законов и обычаев.

№ 203. О драке между р. Файвигием, сыном Авраама, и женой портного Исаака.

Воскресенье, отдела Ашере мот, 5562 (1802) года.

Так как р. Файвиш, сын Авраама, нанес побои жене портного р. Исаака, сына Самуила, и после оправдывался тем, что не он, а она (портниха) первая затеяла драку, и как, кроме того, и сын р. Файвиша, Авраам, своей клеветой поносил эту женщину перед кагалом, то представителями кагала постановлено: если эта женщина принесет присягу в том, что не она первая начала драку, то упомянутый р. Файвиш должен в наказание принять на себя три дня кряду читать псалмы в здешнем бесгамидраше. Сын же его, р. Авраам, от настоящего числа лишается навсегда звания морейне. Звание это может быть ему возвращено не иначе, как с общего согласия всех представителей кагала, с соблюдением при этом правила liberum veto; последнее условие должно быть соблюдаемо относительно сего нашего постановления и будущими кагальными составами. В наступающий же вторник шамешим должны во всеуслышание обнародовать во всех синагогах, что упомянутый Авраам распущенными им ложными слухами опозорил честное имя вышеназванной женщины. Все это постановлено с общего согласия всех членов общего собрания на основании законов и обычаев.

№ 204. О прощении, назначенном упомянутому (в N203) р. Файвишу и сыну его, р. Аврааму, наказания.

Так как р. Файвиш и его сын Авраам выразили полную покорность определенному для них в предыдущем номере наказанию, признавая таковое вполне справедливым, то вследствие этого первому наказание было совершенно прощено, а последнему прощено только обнародование по синагогам его проступка, но не возвращено ему морейне, и он должен оставаться в непочетном звании до тех пор, пока на возвращение ему морейне не воспоследует согласие всех представителей кагала. Все вышеписанное постановлено на основании законов и обычаев.

Примечание. Во второй день Пасхи представители кагала возвратили упомянутому р. Аврааму принадлежащее ему прежде звание морейне.

№ 205. О выдаче р. Исааку, сыну Гершона, права на владение полови ной дома пана Байкова за следуемые ему от кагала 50 руб. серебром.

Понедельник, 11 нисана 5562 (1802) года.

Так как богач р. Иохиэль Михель, сын Аарона, еще до сих пор не уплатил сполна за проданное ему представителями кагала право на владение двумя каменными лавками пана Байкова, а представителям кагала крайне нужно уплатить р. Исааку, сыну Гершона, следуемые ему от кагала 50 руб. серебром, то предводителями города постановляется: дать упомянутому р. Исааку за сказанный долг ввод и право на владение половиной каменного дома пана Байкова со всеми его принадлежностями верхнего и нижнего этажа, лавками и погребами. Вышеупомянутому же богачу р. Иохиэлю Михелю за давно внесенные им в кассу кагала деньги выдать ввод на другую половину названного дома.

Р. Исааку должен быть выдан ввод на следующем условии: если в продолжение четверти года со дня подписи продажного документа р. Михель внесет остальные следуемые с него деньги, то р. Исаак, получивши свой долг, обязан уступить тогда р. Михелю свое право по указанному документу и последний передать кагалу для уничтожения. Но если в течение трех месяцев р. Михель не внесет остальных денег, то вышеупомянутый документ остается навсегда во всей своей силе. Все это постановлено представителями кагала с общего согласия на основании законов п обычаев.

№ 206, Об удовлетворении старшины большой благотворительной кружки (цедака гедола) р. Исаака, сына Гершона.

Вторник, 11 нисана 5562 (1802) года.

Рабби Исаак, сын Гершона, габай (старшина) большой благотворительной кружки, предъявил кагальным представителям следующее обстоятельство: по недостатку наличного капитала во вверенной Исааку кружке он принужден был израсходовать на необходимые кагальные потребности 50 руб. из своего кармана — издержки, которые, собственно, должны быть производимы за счет поименованной кружки. Имея в виду предстоящие выборы новых членов кагального управления, на которых, может статься, он будет устранен от должности по заведованию кружкой, он требует от кагала обеспечения своего долга. Принимая во внимание сие заявление Исаака, кагал постановил: в случае если предстоящими выборами будут назначены новые старшины для управления большой благотворительной кружкой, то первый из них не может вступить в отправление своей месячной должности до тех пор, пока помянутому р. Исааку не будет уплачен его долг.

№ 207. Об устранении местных постоянных даионов от разбирательства дела по конкурсу.

Среда, 12 нисана 5562 (1802) года.

По поводу спорного дела между Хаимом, сыном Исаака, и несколькими другими лицами относительно взыскания долгов с р. Саула, с. Вольфа, и дочери его Хай, р. Хаим заявил кагалу, что здешние даионы принадлежат также к числу кредиторов поименованных двух должников, потому не могут быть судьями в этом деле. Вследствие этого кагал постановил устранить здешних даионов от разбирательства упомянутого спорного дела и решил, чтобы оно обсуждалось даионами, вызванными из других городов. Все это решено с общего согласия на основании законов и обычаев.

№ 208. Об определении наказания р. Арии Лейбе, сыну Шалома.

Среда, 12 нисана 5562 (1802) года.

Относительно р. Арии Лейбы, сына Шаломы, который, как оказалось, не исполнил решения бет-дина, представителями кагала постановлено навеки исключить его из всех братств, в которых он считается членом. Это решено с общего согласия на основании законов и обычаев.

№ 209. О претензии р. Моисея, сына Якова, к представителям кагала.

Среда, 12 нисана 5562 (1802) года.

Равви Моисей, сын Якова, приобретший в прошлом году покупкой от кагала право на владение лавками в новом каменном доме, выстроенном паном Гилевичем на высоком рынке, на что и выдан был ему документ, утвержденный подписью и печатью кагала, не уплатил тогда сполна всей суммы за оное право, и по настоящее время за ним считается долг в 40 руб. ассигнациями. Ныне же упомянутый Моисей донес представителям кагала, что против проданного ему кагалом права святое братство погребателей заявило протест, почему он должен был удовлетворить притязание сказанного братства обязательством вечно платить в пользу оного за уступку с его стороны права на владение указанным имуществом по одному рублю в год; равным образом р. Исаак, сын Илии, со своей стороны также предъявил претензию на указанное право, основываясь на каком-то стародавнем документе.

Вследствие изложенного обстоятельства представители кагала решили освободить Моисея от платежа считающегося за ним долга, с тем чтобы он, в свою очередь, освободил кагал от ответственности по протестам на проданное ему вышесказанное право и сам удовлетворял все претензии, которые кем-либо будут заявлены на упомянутое имущество. Все вышеписанное совершено и решено с общего согласия всех членов кагала на основании законов и обычаев.

№ 210. О выборе даионов.

Канун четверга, 13 нисана 5562 (1802) года.

С общего согласия представителей кагала и большого собрания решено и постановлено, чтобы избиратели (членов общественного правления), которые выйдут по предстоящей баллотировке, не производили выборов судей, но таковые должны быть назначены чрезвычайным собранием еще до общих выборов. Исключены из этого постановления: гаон, председатель здешнего бет-дина, и его сын, р. Михель. Все это решено с общего согласия на основании законов и обычаев.

№ 211. Об исключении из всех братств ослушника решения вышеупомянутых судей.

Канун четверга, 13 нисана.

Представителями кагала и общим собранием постановлено: если ктолибо в нашем городе со времени утверждения положения относительно новых судей не исполнит решения бет-дина в том случае, когда оно ему будет объявлено, под опасением херема, то таковой ослушник подвергается исключению навеки из всех братств, в которых он состоит членом. При исполнении сего постановления должно быть соблюдено следующее правило. Кагальные шамешим должны предварительно объявить отступнику, что он на основании настоящего решения будет исключен из всех братств. Если же отступник не обратит внимания на такое предостережение, то шамешим должны донести об этом месячным старшинам всех братств, чтобы они с того времени не приглашали отступника в братское собрание и чтобы имя его было вычеркнуто из братской книги. Все это совершено и решено с общего согласия па основании законов и обычаев.

№ 212. О назначении третьего контролера.

Канун четверга, 13 нисана 5562 (1802) года.

Так как из давно избранных уже чрезвычайным собранием трех контролеров для проверки счетов представителей кагала к назначенному для этого сроку явились только двое, именно р. Моисей, сын И., и р. Исахар Бер, сын Исаии, то представителями кагала и общим собранием постановлено назначить к двум поименованным контролерам еще одного из экс-голов для проверки счетов представителей кагала по всем расходам и приходам за истекший год; а таковым назначается р. Вольф, сын Авраама. Все это постановлено на основании законов и обычаев.

№ 213. О предоставлении некоторым, лицам вечного права участия в выборах и степени экс-головы.

На заседании представителей кагала, состоявшемся во второй день Пасхи, постановлено и решено дать вечное право участия в выборах и степень экс-головы Арии Лейбе, сыну р. Элиазара, Сегалю. Вечное право участия в выборах дать раввину Мордухаю, с. раввина Моисея, р. Озеру, сыну Симеона, его шурину, р. Неэмии, сыну Иосифа, р. Якову, сыну Моисея, и р. Израилю Исеру, с. Гершона; степень экс-головы р. Давиду, сыну Элиазара, р. Соломону, сыну Самуила, р. Хаиму, сыну Исаака Айзика, и Моисею, сыну Цеви Гирша. На том же заседании представителями кагала продано было упомянутому Израилю-Исеру право на владение собственным его домом, находящимся на Францисканской улице. Также дано вечное право участия в выборах рабби Арию, сыну Исаака Айзика, и р. Беру, сыну Элиазара, Сегалю.

№ 214. Об утверждении постановления кагала от 28 сивана 5562 (1802) года.

Решением общего собрания от 28 сивана 5561 (1801) года, записанным на 34-м листе сей книги (акт N140), было постановлено, чтобы пять предводителей города во всех кагальных решениях пользовались всей законной властью полного кагального состава — семи предводителей города. Для предотвращения недоумений, могущих возникнуть по делам, решенным на основании сказанного кагального постановления (N 140) до настоящего дня, по общему согласию наличного состава кагала и семи предводителей города постановлено подтвердить все дела, кои были решены пятью или шестью только предводителями в продолжение от 28 сивана 5561 г. по настоящее время, и придать всем этим делам силу решения и авторитета всего кагала.

Все это постановлено с общего согласия всех членов кагала без малейшего прекословия на основании законов и обычаев. Воскресенье, третий день Пасхи 5562 (1802) года, г. Минск.

№ 215. О наказании р. Авраама Абеля, сына Исаака Айзика, за непослушание кагалу.

Третий день праздника Пасхи.

Вследствие неисполнения р. Авраамом Абелем, сыном Исаака Айзика, решения представителей кагала последними постановлено наказать Авраама Абеля недопущением его в продолжение целого года к участию в выборах. Это постановлено с общего согласия на основании законов и постановлений при наличном числе всех членов в кагальной комнате.

Примечание. Того же дня Аврааму Абелю прощено было его преступление с возвращением ему прежних прав.

№ 216. О решении спорного дела между р. Иоилом, сыном Меера, и р. Иегудой Лейбой, сыном Моисея.

Третий день праздника Пасхи.

Р. Иоил, сын р. Меера, предъявил представителям кагала документ, по которому право на владение домом и всеми строениями на улице Кайдановской, которые ныне р. Иегуда Лейба, сын Моисея, Сегал, купил (по всей вероятности, от законного владельца), принадлежит ему. При сем Иоил представил еще кагальное подтверждение сказанного права, из которого, впрочем, видно, что некоторые из членов кагала не признали этот документ законным. Поэтому сего числа представителями кагала назначены два адвоката: почтенный р. Яков, сын Иосифа Иохиэля, и вышеупомянутый р. Иегуда Лейба — для ведения процесса с р. Иоилом перед судом бесдина от имени кагала. Упомянутого р. Иегуду Лейбу представители кагала обязали тотчас положить у какого-нибудь частного лица четыре червонца на следующем условии: если сказанный процесс с Иоилом окончится в пользу кагала, то р. Иегуда Лейба, прибавив к этим четырем червонцам еще два, приобретет навеки упомянутое право на владение сказанным имуществом; в противном же случае, если процесс этот окончится в пользу Иоила, то р. Иегуда Лейба получит обратно свои четыре червонца. Эти четыре червонца р. Иегуда Лейба действительно положил у р. Моисея, сына Якова, согласно вышеупомянутому постановлению.

№ 217. О выборе шести надзирателей за трехгрошовым сбором.

Канун вторника, 18 нисана 5562 (1802) года.

Представителями кагала и большим собранием постановлено назначить шесть надзирателей за трехгрошовым сбором на основании документов, хранящихся у поверенных указанного сбора и давно уже утвержденных законным комитетом правил касательно этого сбора. Вот имена назначенных надзирателей: 1) р. Лейба, сын И., 2) р. Исаак, сын Е., 3) р. Айзик, с. Ц.-Г. М., 4) р. Хаим, с. И., Сегал, 5) р. Вольф, с. Ц.-Г., и 6) р. Нотель, сын Елиакума Геца. Эти лица назначены надзирателями за вышеупомянутым сбором на год от вышеписанного числа до новых будущих выборов в праздник Пасхи наступающего 5563 года. Все это постановлено с общего согласия на основании законов и обычаев.

№ 218. По поводу вопроса, кто из представителей кагала имеет право участвовать в выборах постоянных судей.

Канун вторника, 18 нисана 5562 (1802) года.

На предложение месячного старшины назначить судей, помимо общих выборов, на основании постановления от 13 нисана (N 210) некоторые члены общего собрания отказались от подачи своего голоса по этому предмету, требуя предварительно суда с кагалом перед тремя даионами, избранными для этой цели из членов общего собрания, — суда относительно определения членов общего собрания, так как, по их мнению, назначение судей на основании постановления 13 нисана только тогда будет считаться правильным, когда состав членов общего собрания будет предварительно определен на основании святых еврейских законов. Принимая во внимание это справедливое заявление, кагал вместе с общим собранием назначает даионами (судьями) для обсуждения сказанного дела раввина-гаона Михаила, раввина-проповедника братства погребателей и раввина-проповедника р. Моисея, сына Соломона; адвокатами же со стороны кагала назначены р. Моисей, сын Якова, и р. Самуил, сын Дана, а со стороны общего собрания — р. Иегуда Лейба, сын Якова, и р. Хаим, сын Исаака. Все вышеписанное совершено с общего согласия всех членов на основании законов и обычаев. По окончании же этого процесса приступить к назначению даионов на основании постановления 13 нисана.

№ 219. Постановление об избрании постоянных судей.

Вторник, 4-й день праздника Пасхи 5562 (1802) года.

Представителями кагала и чрезвычайным собранием постановлено отобрать закрытые голоса от всех членов общего собрания для назначения пяти, но не больше постоянных судей.

Баллотировка должна производиться немедленно после общих выборов следующим образом: тотчас после общих выборов кагальные служители должны отправиться ко всем членам собрания на дом и собирать голоса их, поданые за судей. Список кандидатов в постоянные судьи должен быть представлен этими служителями каждому из членов общего собрания. И те пять кандидатов, на стороне которых будет большинство голосов при официальном выборе, останутся постоянными судьями до праздника Пасхи 5563 (1803) года.

№ 220. О выборе пяти постоянных судей.

Приступив к производству общих выборов, члены общего собрания с поголовного согласия назначили по закрытой баллотировке пять постоянных судей, которые утверждаются в этой должности на год, т.е. от сего числа до выпускных дней Пасхи будущего 5563 (1803) года. Таковое постановление утверждено в кагальной палате. Вот имена этих судей: 1) р. Самуил, сын рабби Иохиэля Михеля, Сегал; 2) р. Иосиф, сын р. Иохиэля Михеля; 3) р. Самуил, сын р. Аарона; 4) р. Абель, сын р. Исаака Айзика; 5) р. Яков, сын р. Саула.

Категория: Книга кагала | Добавил: Bruder
Просмотров: 834 | Загрузок: 0
Каталог+поисковая система Русский Топ

Каталог Ресурсов Интернет ПетербургПетербург